О благодати и свободном решении / Глава VI
О благодати и свободном решении / блаженный Аврелий Августин / Глава VI / После того, как дана будет благодать, начинают появляться и наши добрые заслуги / Вновь об апостоле Павле / Вечная жизнь воздается за заслуги, которые даровал Бог
После того, как дана будет благодать, начинают появляться и наши добрые заслуги
13. Этими и подобными им Божественными свидетельствами доказывается, что благодать Божия дается не по нашим заслугам: ведь мы видим, что она давалась и ежедневно дается не только без каких-либо добрых заслуг [человека], но даже и при предшествующих многочисленных злых заслугах. Но ясно, что когда она будет дана, начинают появляться также и наши добрые заслуги, в ней имеющие свое основание, ибо, если она удалится, человек падет, не воздвигнутый, а низверженный своим свободным решением. Поэтому даже когда начнет человек иметь добрые заслуги, он должен приписывать их не себе, а Богу, Которому в псалме говорится: Будь мне помощником, не оставляй меня79. Говоря: не оставляй меня, [человек] показывает, что если будет он оставлен, то сам по себе ни на что доброе не будет способен: поэтому и в другом месте сказано: Я сказал в изобилии моем: не подвигнусь вовек80. Ибо он полагал, что у него есть свое добро, причем в таком изобилии, что он не подвигнется. И вот, дабы явить ему, Чье есть то добро, которым он начал хвалиться как своим, благодать мало-помалу стала его оставлять, и он, вразумившись, говорит: Господи, по Твоей воле Ты дал силу доброте моей, а когда отвратил Ты лицо Свое от меня, я сделался смущен81. Потому для человека необходимо, чтобы благодать Божия не только оправдала нечестивого, то есть из нечестивого сделала его праведным, воздавая добром за его зло, но и чтобы, когда он уже оправдается верой, жил он с этой благодатью и опирался на нее, дабы не упасть. Поэтому в книге Песнь Песней о самой Церкви написано: Кто это восходит убеленной, опираясь на возлюбленного своего?82 Убелена та, которая сама по себе не может стать белой. И кем убелена, если не Тем, Кто говорит через пророка: Если будут грехи ваши как пурпур, как снег убелю83? Итак, никаким добром не заслужила она того, что была убелена, а сделавшись белой, уже живет в добре, если только постоянно опирается на Того, Кем убелена. Поэтому и Сам Иисус, на Которого опирается убеленная, сказал Своим ученикам: Без Меня не можете делать ничего84.
Вновь об апостоле Павле
14. Итак, вернемся к апостолу Павлу, который, как мы находим, будучи лишен всяких добрых заслуг и вдобавок имея множество заслуг злых, приобрел благодать Бога, воздающего добром за зло. Посмотрим, что говорит апостол уже при приближении своего страдания [за Христа], обращаясь к Тимофею. Ибо я, – говорит он, – уже становлюсь жертвой, и время разрешения моего настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил85. Понятно, что здесь он уже вспоминает свои добрые заслуги; и тот, кто после злых заслуг сподобился получить благодать, после добрых заслуг получил венец. Однако посмотрите внимательно, что следует далее: А теперь готовится мне венец праведности, который в день оный воздаст мне Господь, праведный Судия86. Разве воздаст кому венец праведный Судия, если прежде милосердный Отец не даст благодати? Как возможен этот венец праведности, если не предшествует ему благодать, которая оправдывает нечестивого? Как будет воздано причитающееся по долгу (debita), если прежде не будет дано уделяемого даром (gratuita)?
Вечная жизнь воздается за заслуги, которые даровал Бог
15. Но поскольку пелагиане говорят, что лишь та благодать дается независимо от наших заслуг, которой человеку отпускаются грехи; та же благодать, которая даруется в конце, то есть вечная жизнь, воздается за наши предшествующие заслуги, то и тут следует дать им достойный ответ. Ведь если бы они так понимали наши заслуги, что признавали их дарами Божиими, то не нужно было бы отвергать приведенное выше положение, но поскольку они проповедуют о человеческих заслугах в том смысле, что, как говорят они, последние человек имеет сам по себе, весьма справедливо отвечает им апостол: Ибо кто выделяет тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?87 Поистине, мыслящим подобное можно сказать вот что: Бог увенчивает Свои дары, а не твои заслуги, – если заслуги эти у тебя от самого себя, а не от Него. Ибо если они таковы, то они злы, и не увенчивает их Бог, если же они добры, то суть дары Божий, ведь, как говорит апостол Иаков: Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов88. Поэтому и Иоанн, Предтеча Господень, говорит: Не может человек ничего принять, если не будет дано ему с неба89. И понятно, почему с неба, – ведь оттуда пришел Святой Дух, после того как Иисус восшел на высоту, пленил плен, дал дары человекам90. Итак, если добрые заслуги твои суть дары Божии, то Бог увенчивает твои заслуги не как твои заслуги, но как Свои дары.
* * *
De gratia et libero arbitrio (CPL 352). Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 44, Col. 881–912.
Просмотров: 483
Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.
Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.
Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:
По названию (Google) - О благодати и свободном решении / Глава VI
По названию (Yandex) - О благодати и свободном решении / Глава VI
Вопрос-ответ
последние вопросы
о Боге и Церкви:
-
18.07.2021
Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, прис...
1368 -
19.06.2020
О СВЯТОМ ВСЕЛЕНСКОМ ПЕРВОМ СОБОРЕ / Пидалион / Каждый Вселенский собор, имеющий эти о...
1798 -
06.01.2024
Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипаст...
555 -
29.11.2023
Чин последования исповеди Православной Церкви / С того времени Иисус начал проповедыв...
706 -
23.11.2023
О сектах / Леонтия, схоластика Византийского
445 -
01.10.2023
оглавление / Писания к 10-ти (1–10) посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседова...
580 -
01.10.2023
Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха / Писания к 10-ти (1–10)...
500 -
01.10.2023
Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности / Писания к 10-ти (1–10) посланн...
579 -
01.10.2023
Третье собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мира / Писания к 10-ти (1–10...
717 -
01.10.2023
Четвертое собеседование аввы Даниила. О борьбе плоти и духа / Писания к 10-ти (1–10) ...
716 -
01.10.2023
Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях / Писания к 10-ти (1–10...
675 -
01.10.2023
Шестое собеседование аввы Феодора. Об умерщвлении святых / Писания к 10-ти (1–10) пос...
590 -
01.10.2023
Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах / Пис...
634 -
01.10.2023
Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях / Писания к 10-ти...
532 -
01.10.2023
Девятое собеседование аввы Исаака Скитского (первое). О молитве / Писания к 10-ти (1–...
681 -
01.10.2023
Десятое собеседование аввы Исаака Скитского (второе). О молитве / Писания к 10-ти (1–...
602 -
21.09.2023
святитель Феофан Затворник / Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики
461 -
21.09.2023
Отдел I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием – как сохранит...
478 -
21.09.2023
Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешни...
475 -
21.09.2023
Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то ж...
480 -
08.09.2023
НАЧАЛО БУКВЫ Ι / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
585 -
08.09.2023
НАЧАЛО БУКВЫ Κ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
553 -
08.09.2023
НАЧАЛО БУКВЫ Ζ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
677