О благодати и свободном решении / Глава XX



О благодати и свободном решении / блаженный Аврелий Августин / Глава XX / Господь властвует над волениями людей



Господь властвует над волениями людей

41. Я полагаю, что уже достаточно поспорил с теми, кто яростно нападают на благодать Божию, благодаря которой воля человеческая не упраздняется, но изменяется из злой в добрую, а также получает помощь, когда уже сделалась доброй; при этом спорил я так, что скорее не сам я говорил с вами, а Божественное Писание беседовало при помощи очевиднейших свидетельств истины. И если внимательно всмотреться в [слова] Божественного Писания, то они покажут, что во власти Божией находятся не только добрые воления (bonas voluntates) людей, которые Он Сам делает добрыми из злых и, сделав добрыми, направляет к благим деяниям и вечной жизни, но и те воления, которые остаются творением, принадлежащим этому веку (illas quae conservant saeculi creaturam)228. Он, когда это угодно Ему, заставляет эти воления склоняться туда, куда Ему угодно, или для того, чтобы явить кому-то Свои благодеяния, или для того, чтобы на кого-то наложить наказание по Своему суду, хотя и вполне сокровенному, но, без всякого сомнения, также и вполне справедливому. Ибо мы находим, что некоторые грехи суть не что иное, как наказание за другие грехи. Так было в случае сосудов гнева, которые апостол называет готовыми к погибели229; таково и ожесточение фараона, причем творится и о причине его: [это совершилось], чтобы проявилась на нем сила Божия230. Сюда же относится и бегство израильтян от врагов близ города Гая; ибо в душе у них возник Страх, так что они бежали, и это совершилось, чтобы грех был отмщен так, как надлежало ему быть отмщенным. Поэтому и говорит Господь Иисусу Навину: Не могли сыны Израилевы устоять перед врагами своими231. Что значит: Не могли устоять? Почему не устояли при помощи свободного решения, а бежали из-за страха, когда смутилась их воля? Не потому ли, что Бог властвует над волей людей и, кого желает, в гневе обращает в трепет? Разве не по своей воле сражались враги израильтян против народа Божия, который возглавлял Иисус Навин? И однако Писание говорит, что от Господа было то, что они ожесточили сердце свое и войною встречали Израиля для того, чтобы преданы были они заклятию232. Разве не по своей воле нечестивый человек, сын Геры, злословил царя Давида? И однако, что сказал Давид, будучи исполнен истинной, высокой и благочестивой мудрости? Что он сказал тому, кто хотел побить камнями злословящего? Что мне и вам, говорит он, – сыны Саруины? Оставьте его, и пусть злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. И кто скажет Ему: «Зачем Ты сделал так?»233 Затем Божественное Писание, как бы снова желая передать полное изречение царя, говорит: И сказал Давид Авессе и всем слугам своим: «Вот, если сын мой, который вышел из чресл моих, ищет души моей, тем больше сын Вениамитянина. Оставьте его, пусть злословит, ибо Господь сказал ему, чтобы увидел Господь смирение мое и воздал мне благостью за злословие его в день сей»234. Кто поймет и уразумеет, каким образом сказал Господь этому человеку злословить Давида? Ведь Он сказал не в смысле повеления, чтобы здесь можно было похвалить послушание, но Он по Своему праведному и тайному суду склонил ко греху волю этого человека, злую из-за собственной ее порочности, почему и говорится в Писании: сказал ему Господь. Ибо если бы этот человек подчинился повелевающему Богу, то его следовало бы скорее хвалить, чем наказывать, а мы знаем, что он был позднее наказан за этот грех. Не следует умалчивать и о причине, по которой сказал ему Господь подобным образом злословить Давида, то есть склонил или преклонил его злое сердце к этому греху. Как говорит сам Давид, [Он сделал так], чтобы увидел Господь смирение мое и воздал мне благостию за злословие его в день сей235. Вот как можно доказать, что Бог пользуется даже и сердцами злых людей для похвалы и помощи добрым. Так воспользовался Он Иудой, предающим Христа, так воспользовался иудеями, распинающими Христа. И какие блага посредством этого предоставил народам, которым предстояло уверовать! Пользуется Бог и самим диаволом, худшим из всех, – но пользуется наилучшим образом, для упражнения и утверждения веры и благочестия людей добрых. Не для Себя делает Он это, ибо Он знает все, прежде чем это произойдет, но для нас, которым необходимо, чтобы подобное происходило с нами. Разве не по своей воле Авессалом выбрал тот совет, который повредил ему? И однако сделал он так, поскольку Господь услышал его отца, молящегося, чтобы так случилось. Поэтому Писание говорит: Так Господь судил разрушить хороший совет Ахитофела, чтобы навести Господу на Авессалома всякое зло236. Писание называет этот совет хорошим, ибо он был полезен в это время, поскольку он мог послужить Авессалому против его отца, с которым он сражался, так что Авессалом смог бы одолеть его, если бы Господь, действуя в сердце Авессалома, не разрушил совета, который дал Ахитофел, и потому Авессалом отверг совет последнего, а избрал другой, который был для него неблагоприятен.

* * *

*

De gratia et libero arbitrio (CPL 352). Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 44, Col. 881–912.

228

Т.е., по-видимому, злые воления.


Просмотров: 360


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Вопрос-ответ

последние вопросы

Наталья 2022-10-20 17:07:00

Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, адрес воскресной школы?
Спасибо!

Ответ:

Добрый день!
Воскресных школ в городе десятки. Уточните в ближайшем к вашему дому храме, скорее всего и там есть.
помоги Бог!

о Боге и Церкви:


  • 18.07.2021

    Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, прис...

    1131
  • 19.06.2020

    О СВЯТОМ ВСЕЛЕНСКОМ ПЕРВОМ СОБОРЕ / Пидалион / Каждый Вселенский собор, имеющий эти о...

    1498
  • 06.01.2024

    Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипаст...

    190
  • 29.11.2023

    Чин последования исповеди Православной Церкви / С того времени Иисус начал проповедыв...

    267
  • 23.11.2023

    О сектах / Леонтия, схоластика Византийского

    140
  • 01.10.2023

    оглавление / Писания к 10-ти (1–10) посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседова...

    284
  • 01.10.2023

    Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха / Писания к 10-ти (1–10)...

    255
  • 01.10.2023

    Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности / Писания к 10-ти (1–10) посланн...

    291
  • 01.10.2023

    Третье собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мира / Писания к 10-ти (1–10...

    386
  • 01.10.2023

    Четвертое собеседование аввы Даниила. О борьбе плоти и духа / Писания к 10-ти (1–10) ...

    242
  • 01.10.2023

    Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях / Писания к 10-ти (1–10...

    283
  • 01.10.2023

    Шестое собеседование аввы Феодора. Об умерщвлении святых / Писания к 10-ти (1–10) пос...

    293
  • 01.10.2023

    Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах / Пис...

    328
  • 01.10.2023

    Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях / Писания к 10-ти...

    246
  • 01.10.2023

    Девятое собеседование аввы Исаака Скитского (первое). О молитве / Писания к 10-ти (1–...

    339
  • 01.10.2023

    Десятое собеседование аввы Исаака Скитского (второе). О молитве / Писания к 10-ти (1–...

    303
  • 21.09.2023

    святитель Феофан Затворник / Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики

    217
  • 21.09.2023

    Отдел I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием – как сохранит...

    211
  • 21.09.2023

    Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешни...

    227
  • 21.09.2023

    Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то ж...

    220
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Ι / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...

    238
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Κ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...

    303
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Ζ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...

    296

о Боге и Его Церкви...