Введение



Введение / ЗРАКЪ РАБА ПРIИМЪ... / Монография представляет собой критическое исследование ошибочных трактовок Боговоплощения в католическом и православном богословии конца XIX – начала XX века. Авторы также излагают православное понимание Боговоплощения, основанное на учении Соборов и святых отцов. Книга может представлять интерес для исследователей в области теологии, религиоведения и религиозной философии.


Скачать оригинал книги целиком: | https://vk.com/wall306013341_7065 | https://independent.academia.edu/КиприанШахбазян



Учение  о Боговоплощении занимает в христологии и вообще в догматическом учении Церкви важнейшее место, ибо оно есть раскрытие одного из аспектов способа, которым Бог Слово осуществляет спасение человеческого рода. То есть дает нам верное понимание сотериологии – учения о спасении, касающегося каждого человека. И ясно, кажется, что искажение этого учения не должно оставаться незамеченным и неисправленным, как нечто отвлеченное и не имеющее для нас жизненной важности. Это всегда было очевидно Церкви, неоднократно собиравшейся на Вселенские Соборы для исправления возникавших уклонений и для отчетливого формулирования ортодоксального понимания Боговоплощения. Это очевидно нам – авторам данного сочинения, имеющего целью указать на обнаруженные нами факты искажений. Это, надеемся, станет очевидно и читателям, чье внимание мы хотим обратить на данные факты.

Итак, cо времен Вселенских соборов богословие Боговоплощения занимает в догматическом учении Православной Церкви центральное место наряду с триадологией и христологией. Однако предварительный  обзор  богословской   литературы   Нового  и Новейшего времени позволил нам заметить, что на страницах самых разных богословских трудов слово «Боговоплощение» используется в двух различных смыслах, при этом названная омонимия в новой богословской литературе странным образом не была предметом специального исследования.

Мы считаем необходимым отчасти восполнить лакуну и дать хотя бы краткий анализ истории названной омонимии. Мы надеемся, что наш анализ и его концептуальные выводы стимулируют давно назревшее всестороннее исследование вопроса, которое следует предпринять с опорой на более широкий пласт источников, кажущийся, впрочем, уже плохо обозримым. Мы, тем не менее, убеждены, что подобное исследование приведет к углублению и уточнению защищаемых ниже положений.

Начиная по крайней мере со II века от Р. Х. Боговоплощение понимается христианскими богословами (и мы надеемся это убедительно доказать) как восприятие Ипостасью Логоса от Духа и Девы Марии индивидуальной одушевленной первозданной человеческой плоти. Такое понимание, находящееся в согласии с буквой и Духом и новозаветного Откровения, и церковного Предания, мы называем ортодоксальным. Именно это ортодоксальное понимание Воплощения соответствует новозаветному учению о Спасении мира Крестной Жертвой Христа-Искупителя, согласно которому невинный и безгрешный

Христос-Искупитель заплатил за людей весь долг, словно Сам был виновен,  возвратив их к благодати Царствия, отдав Себя Самого   в выкуп за род человеческий. Новозаветному учению соответствует и традиционное богословие церковных Таинств, утверждающее их в качестве единственного способа усвоения верным плодов Жертвы Христовой. В русской богословской литературе концептуализацией ортодоксального понимания Воплощения является ряд блестящих догматических сводок, связанных с именами митр. Макария (Булгакова), епископа Сильвестра (Малеванского) и других столпов русского богословского академизма XIX – нач. XX в.

Иными словами, ортодоксальное понимание Боговоплощения является лишь иной формулировкой той истины, что вся тайна нашего искупления смертью Христа состоит в том, что Он, взамен нас, уплатил Cвоею Kровью долг и вполне удовлетворил Правде Божией за наши грехи, которого мы сами уплатить были не в состоянии; иначе – взамен нас исполнил и потерпел всё, что только требовалось для отпущения наших грехов.

Некоторые раннехристианские тексты (включая время I и II Вселенских Соборов) содержат, однако, и другие трактовки Боговоплощения. Важнейшей для целей нашего исследования оказывается изредка высказываемое ранними авторами богословское мнение о том, что вследствие Воплощения Тело Христово включает в Себя не только воспринятое от Девы, но и весь человеческий род, мыслимый то как

«Единое Существo» («Мистическое Тело»), то как «общая природа», то как совокупность индивидуумов (подобное) и даже ангельские миры, или даже совокупность всего сотворенного, т. е. понимается расширительно. Расширительное понимание состава Tела Христова делает возможным говорить и о расширительном понимании Боговоплощения, очевидным образом отличающегося от того понимания, которое выше названо нами пониманием ортодоксальным. Поборники расширительной трактовки Воплощения нередко называют таинственное соединение верных и Христа «природным», отличая его от соединения «личного».

Генезис этого воззрения требует отдельного исследования. На наш взгляд, это ясно восходящее к Оригену и имеющее отчетливые гностические черты понимание Воплощения имеет много общего и с еврейским мистицизмом (в  частности, с учением об Адаме Кадмоне), и с другими испытавшими гностические влияния системами мысли. Детали, обретаемые вокруг этой идеи, особенно популярной у многих эзотериков Средневековья и Нового времени, столь пестры и разнообразны, что их экспликация составила бы объем не одного увесистого тома.

Для целей нашей работы, однако, важно, что смысловое смешение либо взаимная подмена ортодоксальной и расширительной  трактовок   Боговоплощения,   усматриваемые   нами в трудах целого ряда авторов, относящих себя как к католической, так и к православной традициям, являются основой искажения (или как минимум размывания) смысла догматически определенного термина «Боговоплощение».  Краткий  анализ  ряда  версий и последствий этого смешения смыслов и составляет основной предмет настоящего исследования.

Следует подчеркнуть, что принятие тем или иным автором расширительной трактовки Боговоплощения концептуально с неизбежностью ведет и к отказу от традиционного понимания Искупления как Выкупа. Есть самые серьезные основания полагать, что критика ортодоксального понимания Искупления, к сожалению ставшая уже общим местом в русской богословской литературе XX–XXI вв., в конце концов опирается именно на явную или скрытую рецепцию расширительного учения о Воплощении Бога Слова, т. е. на те или иные версии оригенизма. Здесь мы говорим именно о концептуальной связке, поскольку из истории Церкви известны примеры оригенствующих богословов, на первый взгляд учивших об Искуплении вполне традиционно.

Мы надеемся показать, что процесс смешения ортодоксальной  и расширительной трактовок Воплощения является единым для определенных богословских течений и в католичестве, и в православии, он глубоко и давно взаимообусловлен. Однако, поскольку результаты его достигли в современном католичестве гораздо большей откровенности выражения и гораздо более проявлены, определяя уже и содержание официальных документов, мы начнем наше рассмотрение именно с католичества.

В заключение отметим, что ввиду концептуального характера настоящей сводки мы принципиально ограничивали число цитируемых источников и имен. Изначально мы преследовали цель дать ясный анализ темы, но, осознав колоссальность объема материала, проанализировали только концептуальные, порой хрестоматийные тексты, доступные, прежде всего, русскоязычному читателю. Поэтому хотелось бы подчеркнуть, что настоящая работа адресована тем читателям, для которых интерес исследования не исчерпывается почти исключительно аккуратно составленным научным аппаратом последнего. Всякий заинтересовавшийся предметом, с опорой на концептуальные выводы этой работы, без особого труда составит свой собственный научный аппарат, дополненный новыми именами и ссылками.


Просмотров: 29


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:

По названию (Google) - Введение

По описанию (Google) - Введение / ЗРАКЪ РАБА ПРIИМЪ... / Монография представляет собой критическое исследование ошибочных трактовок Боговоплощения в католическом и православном богословии конца XIX – начала XX века. Авторы также излагают православное понимание Боговоплощения, основанное на учении Соборов и святых отцов. Книга может представлять интерес для исследователей в области теологии, религиоведения и религиозной философии.


Скачать оригинал книги целиком: | https://vk.com/wall306013341_7065 | https://independent.academia.edu/КиприанШахбазян

По названию (Yandex) - Введение

По описанию (Yandex) - Введение / ЗРАКЪ РАБА ПРIИМЪ... / Монография представляет собой критическое исследование ошибочных трактовок Боговоплощения в католическом и православном богословии конца XIX – начала XX века. Авторы также излагают православное понимание Боговоплощения, основанное на учении Соборов и святых отцов. Книга может представлять интерес для исследователей в области теологии, религиоведения и религиозной философии.


Скачать оригинал книги целиком: | https://vk.com/wall306013341_7065 | https://independent.academia.edu/КиприанШахбазян

Вопрос-ответ

последние вопросы

Анна 2019-09-06 18:19:00

можно ли онлайн получить свидетельство крестной матери

Ответ:

Бог в Помощь! получить свидетельство крестной матери, можно только очно. Помоги Бог!

Календарь:

Икона дня:
Пост:

Святые дня:

Евангельские чтения дня:



о Боге и Церкви:

  • 19.06.2020

    О СВЯТОМ ВСЕЛЕНСКОМ ПЕРВОМ СОБОРЕ / Пидалион / Каждый Вселенский собор, имеющий эти о...

    112
  • 19.12.2019

    ПРИНЦИП «СОГЛАСИЯ ОТЦОВ» И СОВРЕМЕННЫЕ НАПАДКИ НА НЕГО / Священник Георгий Максимов /...

    999
  • 07.03.2021

    Александр Дворкин: "История должна быть интересной". Беседу ведет Владимир Семёнов. А...

    134
  • 07.03.2021

    Преступник в келье бывшего отца Сергия / Телеканал СПАС

    134
  • 04.03.2021

    Пидалион / Правила Православной Церкви с толкованиями / преподобный Никодим Святогоре...

    13
  • 04.03.2021

    Пидалион / Правила Православной Церкви с толкованиями / преподобный Никодим Святогоре...

    11
  • 04.03.2021

    Пидалион / Правила Православной Церкви с толкованиями / преподобный Никодим Святогоре...

    6
  • 04.03.2021

    Пидалион / Правила Православной Церкви с толкованиями / преподобный Никодим Святогоре...

    12
  • 04.03.2021

    Пидалион / Правила Православной Церкви с толкованиями / преподобный Никодим Святогоре...

    15

о Боге и Его Церкви...