НАЧАЛО БУКВЫ Ι



НАЧАЛО БУКВЫ Ι / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей Властарь



 Α Β Γ Δ Ε Ζ Η Θ Ι Κ Λ Μ Ν Ξ Ο Π Ρ Σ Τ Y Φ Χ Ψ Ω

 

Глава 1-я – о священных сосудах и святотатстве

72-е правило святых Апостол и 73-е – того, кто берет из церкви воск или елей, а также и того, кто присвояет на свое и обыкновенное употребление сосуд освященный, сделанный из золота или серебра, или завесу, как подлежащего наказанию беззакония, если не святотатства, подвергают отлучению. А Ахар, взявший то, что еще не было принесено Богу и не было освящено, а только было обещано, подвергся жестокому наказанию, быв побит камнями со всем родом (Иис. Нав. Глав. 7, 24–25)226.

А 10-е так называемого I и II Собора яснее толкуя смысл сих самых правил, говорит: присвояющих сосуды или одежды, вне алтаря находящиеся, которые посвящены для украшения храма, светильники, наприм. или привески227, и обращающих в употребление неосвященное для себя или для других, Апостольское правило отлучает и мы купно отлучаем, а тех, кои святую чашу, или дискос, или лжицу, или досточтимое облачение трапезы, или глаголемый воздух, или какой бы то ни было из находящихся в святом алтаре священных и святых сосудов или одежд, восхитят для собственной корысти или обратят в употребление несвященное (ибо единое из сих есть осквернение святыни, а другое святотатство), подвергаем совершенному извержению, как соделавших нечестивое дело.

А Великий Григорий Нисский в 8-м правиле говорит: святотатство в ветхозаветном и божественном Писании признано достойным не меньшего осуждения, как убийство. Ибо и обличенный в убийстве и похитивший посвященное Богу равно подлежали побиению камнями (Иис. Нав. гл. 7-я). А церковный обычай, допустив, не ведаю как, снисхождение, принял более легкое очищение сего недуга, ибо святотатцев подвергал епитимии на меньшее время, чем прелюбодеев; а прелюбодеев удаляет от общения на 18 лет228. Ищи еще в 16-й главе буквы Ε правило 2-е святаго Кирилла и 4-ю главу законов там изложенных.

Законы

Преступление святотатства подобно оскорблению величества

Закон относительно святотатства простирается на того, кто похитил что-либо из священных вещей, или употребил их на свою нужду, или содействовал по коварству, чтобы случилось что-нибудь такое.

Крадущий не посвященное еще Богу обвиняется как вор, ибо взять из храма частные вещи не есть святотатство, но кража, а крадущий посвященное Богу, хотя украдет из частного места, обвиняется как святотатец. А так как есть некоторые священные вещи, не посвященные Богу, как например, образа, частно нам принадлежащие и не посвященные храмам или монастырям, то потому закон и говорит, что местом определяется – кража или святотатство: ибо крадущий святую икону, находящуюся в нашей келии, не есть святотатец, но вор. А в противном случае мы сказали бы, что и крадущий монету, имеющую изображение Христа или Богородицы, обвиняется как святотатец, что нелепо и несправедливо.

Святотатец, ночью вторгающийся в алтарь и оскверняющий или похищающий священные предметы, посвященные Богу, должен быть наказан мечом, а похитивший днем немного чего-нибудь из церкви по бедности должен быть, по телесном наказании, сослан.

Глава 2-я – о том, что внутри священных оград не должно устроять так называемых «вечерей любви», ни быть корчемницам, ни предлагать что-либо на торговлю, ни вводить без нужды животное, ни оставаться кому-либо с женою

Ищи в 15-й главе буквы Ε.

Глава 3-я – о божественном священнодействии

Ищи в 5-й главе буквы Τ.

Глава 4-я – об иудеях и о том, что отнюдь не должно иметь с ними общения

Ищи во 2-й главе буквы Α правило 64-е (65-е) святых Апостолов.

А 70-е (прав. Апост.) постящегося с иудеями, или празднующего вместе, или приемлющего от них праздничные дары, или опресноки, или что-нибудь таковое, клирика – извергает, а мирянина отлучает. Ибо хотя таковой и не утверждается в единомыслии с ними, если поступает так, но многим дает повод к соблазну и подозрению против себя, будто отдает честь иудейским обрядам, которыми, оказывается, Бог гнушался еще прежде христоубийства, говоря: поста и праздности и праздников ваших ненавидит душа Моя (Исайи 1, 14)229. Но правило подвергает такому наказанию не тех, которые живут по-иудейски230, но тех, которые, не обращая внимания, живут беспечно и не удаляются от общения с иудеями231.

Об опресноках, против латинян

Отсюда можно видеть, что не в малом поступают противозаконно совершающие таинственную жертву на опресноках: ибо если только вкушающих опресноки от иудейского праздника правило подвергает извержению и отлучению, то причащение их, как тела Господня, и совершение на них Пасхи – какое имеет благовидное оправдание232? Ибо правило возбранило не только вкушать опресноки, но праздновать опресноками по иудейскому обычаю: а каковой праздник больше безкровной жертвы, которую Господь предал нам прежде праздника Пасхи, намереваясь отойти на спасительную смерть? А что божественным отцам и в ум не приходило, чтобы мы праздновали опресноками, это видно из того, что они заботились и о том, чтобы иудейский праздник был уничтожен и чтобы законами гражданскими было заповедано противное иудейским обычаям233, равно как и из того, что они разрешили пост и праздность в субботу234, также и тот пост, который совершают в воспоминание поста Ниневитян, и другое, о чем говорить отдельно теперь не время.

А 71-е (Апостольское правило) и приносящего елей в капище языческое или в синагогу иудейскую, или возжигающего свечу христианина предает отлучению: ибо из этого должно заключать, что он чтит богослужение их235.

Удаляться от сего всего повелевают и правила собора Лаодикийскаго 37-е, 38-е и 39-е, упоминающие оба Апостольские правила (70 и 71) теми же словами и названиями.

А 11-е (правило) VI Собора – не отказывающегося вкушать иудейские опресноки, или не гнушающегося дружбою их, или призывающего их для врачевания, или в бане вместе с ними моющегося, подвергает клирика извержению, а мирянина – отлучению. Ищи еще 4-ю главу буквы Β.

А 29-е правило собора Лаодикийскаго говорит: не должно христианам, принявшим Евангельский закон и более совершенный, подражать иудеям, следующим еще несовершенному закону, и, чествуя, подобно им, субботу, определять свободу в этот день от всякого дела, но должно «делати им в сей день, а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам», оставив дела – присутствовать в церквах: ибо кто по бедности или по какой бы то ни было другой необходимости будет делать неотложное дело и в воскресный день, тот как неразумный не получает прощения236; а тех, которые не отрицаются от обычаев иудейских, правило явно подвергает анафеме.

Законы

Иудеи в субботу и в иные свои праздники не отправляют телесно служебных обязанностей, ни делают что-либо, ни привлекаются к суду ни по публичному, ни по частному делу, ни привлекают к суду христиан.

Если иудей приобретет в раба христианина или оглашенного и обрежет (по иуд. закону), или дерзнет развратить в ком-нибудь христианский образ мыслей, то должен быть казнен.

* * *

226

Зонары на пр. 73.

227

Из Зонары. Tom. 137, p. 1057.

228

Прелюбодеи приемлются в общение чрез 15 лет (Вас. Вел. 7; 58) и чрез 7 лет, если со слезами покаются. VI Всел. 87; Вас. Вел. 77; Анк. 20.

229

Из Зонары.

230

Из Вальсамона.

231

Пр. Лаодикийского собора 29-е.

232

Вальсамон.

233

Прав. Карф. 71-е.

234

Прав. Лаод. 29,16, 49, 51; VI Всел. Соб. 55.

235

Из Зонары.

236

Следуя обыкновенно в изъяснениях правил авторитету Зонары и Вальсамона, Властарь в данном случае изъясняет несогласно с ними: так Вальсамон, в изъяснение слов правила: «аще могут», говорит: впрочем и это, т.е. чтобы не работать в воскресный день, непринудительно отцы заповедали. Ибо если кто по бедности, или по другой какой-либо необходимости будет работать и в воскресный день, не подвергнется осуждению.


Просмотров: 258


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:

По названию (Google) - НАЧАЛО БУКВЫ Ι

По описанию (Google) - НАЧАЛО БУКВЫ Ι / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей Властарь

По названию (Yandex) - НАЧАЛО БУКВЫ Ι

По описанию (Yandex) - НАЧАЛО БУКВЫ Ι / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей Властарь

Вопрос-ответ

последние вопросы

Наталья 2022-10-20 17:07:00

Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, адрес воскресной школы?
Спасибо!

Ответ:

Добрый день!
Воскресных школ в городе десятки. Уточните в ближайшем к вашему дому храме, скорее всего и там есть.
помоги Бог!

о Боге и Церкви:


  • 18.07.2021

    Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, прис...

    1148
  • 19.06.2020

    О СВЯТОМ ВСЕЛЕНСКОМ ПЕРВОМ СОБОРЕ / Пидалион / Каждый Вселенский собор, имеющий эти о...

    1520
  • 06.01.2024

    Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипаст...

    214
  • 29.11.2023

    Чин последования исповеди Православной Церкви / С того времени Иисус начал проповедыв...

    286
  • 23.11.2023

    О сектах / Леонтия, схоластика Византийского

    218
  • 01.10.2023

    оглавление / Писания к 10-ти (1–10) посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседова...

    302
  • 01.10.2023

    Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха / Писания к 10-ти (1–10)...

    277
  • 01.10.2023

    Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности / Писания к 10-ти (1–10) посланн...

    320
  • 01.10.2023

    Третье собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мира / Писания к 10-ти (1–10...

    422
  • 01.10.2023

    Четвертое собеседование аввы Даниила. О борьбе плоти и духа / Писания к 10-ти (1–10) ...

    268
  • 01.10.2023

    Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях / Писания к 10-ти (1–10...

    315
  • 01.10.2023

    Шестое собеседование аввы Феодора. Об умерщвлении святых / Писания к 10-ти (1–10) пос...

    324
  • 01.10.2023

    Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах / Пис...

    357
  • 01.10.2023

    Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях / Писания к 10-ти...

    276
  • 01.10.2023

    Девятое собеседование аввы Исаака Скитского (первое). О молитве / Писания к 10-ти (1–...

    369
  • 01.10.2023

    Десятое собеседование аввы Исаака Скитского (второе). О молитве / Писания к 10-ти (1–...

    332
  • 21.09.2023

    святитель Феофан Затворник / Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики

    241
  • 21.09.2023

    Отдел I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием – как сохранит...

    234
  • 21.09.2023

    Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешни...

    247
  • 21.09.2023

    Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то ж...

    242
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Ι / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...

    258
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Κ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...

    333
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Ζ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...

    325

о Боге и Его Церкви...