О благодати и свободном решении / Глава XXII



О благодати и свободном решении / блаженный Аврелий Августин / Глава XXII / У младенцев нет никакой воли, заслуга которой могла бы предшествовать благодати



У младенцев нет никакой воли, заслуга которой могла бы предшествовать благодати

44. Но пусть люди принимают во внимание какие угодно добрые заслуги, которые, как полагают они, должны предшествовать, чтобы кто-либо мог быть оправдан Божественной благодатью; эти [люди] не понимают, что когда говорят так, не что иное делают, как просто отвергают благодать; но, как я сказал, пусть принимают во внимание какие угодно заслуги, когда говорят о взрослых, ведь в отношении младенцев пелагиане уже точно не найдут, что ответить. Ибо у младенцев нет [еще] никакой воли к принятию благодати, а [пелагиане] говорят, что [благодати] предшествует заслуга этой самой воли. Более того, мы видим, что младенцы с плачем сопротивляются, когда их крестят и когда получают они Божественные таинства, что было бы вменено им в великий грех нечестия, если бы они уже употребляли свободное решение; однако благодать не отступает даже и от противящихся, причем ясно, что без всякой предшествующей заслуги, иначе благодать не была бы уже благодатью. И иногда эта благодать даруется детям неверующих [людей], когда по тайному промыслу Божию они неким образом попадают в руки людей благочестивых, а иногда не наследуют ее дети верующих, поскольку возникает некое препятствие, так что [благодать] не может прийти на помощь находящимся в опасности. И все это совершается по тайному промыслу Бога, суды Которого непостижимы и пути неиссле-димы253. Давайте посмотрим, в каком смысле сказал эти слова апостол и что предпослал этому. Ведь он вел речь об иудеях и язычниках, а писал к римлянам, то есть к язычникам, и сказал вот что: Как вы некогда не веровали (non credidistis) Богу, а ныне унаследовали милосердие вследствие их неверности (in illorum incredulitate), так и они ныне не уверовали ради милосердия к вам, чтобы и они [позже] унаследовали милосердие: ибо Бог всех заключил в неверности (in infidelitate), дабы всех помиловать254. И когда апостол задумался над тем, что сказал, удивляясь как точной истине своего изречения, так и великой его глубине, – тому, как Бог всех заключил в неверности, чтобы всех помиловать, как бы делая зло, чтобы вышло добро, -он тотчас воскликнул и сказал: О, бездна богатства премудрости и ведения Божия! Как непостижимы суды Его и неисповедимы пути Его255. А превратные люди, не разумея этих непостижимых судов и неисповедимых путей, будучи скоры на осуждение и неспособны к пониманию, сочли и предъявили как обвинение апостолу, будто он говорит следующее: Станем делать зло, чтобы вышло добро256. Невозможно, чтобы апостол говорил такое, но неразумные люди сочли, что это говорится, когда услышали сказанное апостолом: Закон же пришел позже, так что умножилось преступление. Но когда множился грех, стала преизобиловать благодать257. Однако благодать, разумеется, делает так, что уже добро совершается теми, кто прежде делал зло, а не так, что [люди] остаются во зле и ожидают, что им будет воздано за это добром. Итак, они не должны говорить: Станем делать зло, чтобы вышло добро, но: «Мы сделали зло, а вышло добро, станем же теперь делать добро, чтобы в будущем веке нам получить добро за добро, как в этом мы получили добро за зло». Поэтому и написано в псалме: Милосердие и правосудие буду петь Тебе, Господи258. Итак, в первый раз Сын Человеческий пришел в мир не для того, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен через Него259, – это по милосердию, – а во второй раз придет для суда, судить живых и мертвых; хотя и в нынешнее время само спасение также не совершается без суда, но тайного, почему и написано: На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы260.

* * *

*

De gratia et libero arbitrio (CPL 352). Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 44, Col. 881–912.

254

Рим 11:30–32. В Синод. пер.: Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил бог в непослушание, чтобы всех помиловать.


Просмотров: 224


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Вопрос-ответ

последние вопросы

Наталья 2022-10-20 17:07:00

Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, адрес воскресной школы?
Спасибо!

Ответ:

Добрый день!
Воскресных школ в городе десятки. Уточните в ближайшем к вашему дому храме, скорее всего и там есть.
помоги Бог!

Календарь:

Икона дня:
Пост:

Святые дня:

Евангельские чтения дня:



о Боге и Церкви:


  • 18.07.2021

    Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, прис...

    436
  • 19.06.2020

    О СВЯТОМ ВСЕЛЕНСКОМ ПЕРВОМ СОБОРЕ / Пидалион / Каждый Вселенский собор, имеющий эти о...

    654
  • 14.10.2022

    Десятословие по христианскому законоположению / святитель Григорий Палама из Добротол...

    32
  • 23.04.2022

    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, ...

    204
  • 22.03.2022

    Поучения огласительные и тайноводственные / Святитель Кирилл Иерусалимский (315—386) ...

  • 19.03.2022

    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением к архипастырям...

    246
  • 06.01.2022

    Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипаст...

    351
  • 23.11.2021

    Чтобы такое помышление о смерти принесло весь свой плод, надлежит тебе при сем, поста...

    293
  • 21.10.2021

    О хранении чувств / преподобный Никодим Святогорец / Почему ум порабощён чувственным ...

    404
  • 15.09.2021

    Введение в православное богословие / митрополит Макарий (Булгаков) / Предисловие Час...

    749
  • 15.09.2021

    Введение в православное богословие / ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. О ПРЕДМЕТЕ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛОВИ...

    364
  • 15.09.2021

    Введение в православное богословие / ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ОБ ИСТОЧНИКАХ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛ...

    332
  • 15.09.2021

    Введение в православное богословие / ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. О СИСТЕМЕ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛОВИЯ...

    300
  • 04.09.2021

    Топ-7 главных СОБОРОВ Православной Церкви второго тысячелетия | Сергей Фёдоров и Алек...

    865
  • 18.07.2021

    Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, прис...

    436
  • 06.07.2021

    Введение в деструктологию / Роман Cилантьев / Курс лекций по деструктологии / Фонд ...

    260
  • 06.07.2021

    Деструктивные религиозные секты / Роман Cилантьев / Курс лекций по деструктологии / Ф...

    244
  • 06.07.2021

    Психокульты и нерелигиозные секты / Роман Cилантьев / Курс лекций по деструктологии /...

    290
  • 06.07.2021

    Вербовка и удержание членов деструктивных организаций / Роман Cилантьев / Курс лекций...

    272
  • 06.07.2021

    Магические услуги / Роман Cилантьев / Курс лекций по деструктологии / Фонд Взаимодейс...

    275
  • 06.07.2021

    Суицидальные образования и деструктивные субкультуры / Роман Cилантьев / Курс лекций ...

    270
  • 06.07.2021

    Медицинские аспекты деятельности деструктивных образований / Галина Хизриева / Курс л...

    226
  • 06.07.2021

    Экономические аспекты деятельности деструктивных религиозных организаций / Анна Корол...

    218

о Боге и Его Церкви...