О благодати и свободном решении / Глава XXII



О благодати и свободном решении / блаженный Аврелий Августин / Глава XXII / У младенцев нет никакой воли, заслуга которой могла бы предшествовать благодати



У младенцев нет никакой воли, заслуга которой могла бы предшествовать благодати

44. Но пусть люди принимают во внимание какие угодно добрые заслуги, которые, как полагают они, должны предшествовать, чтобы кто-либо мог быть оправдан Божественной благодатью; эти [люди] не понимают, что когда говорят так, не что иное делают, как просто отвергают благодать; но, как я сказал, пусть принимают во внимание какие угодно заслуги, когда говорят о взрослых, ведь в отношении младенцев пелагиане уже точно не найдут, что ответить. Ибо у младенцев нет [еще] никакой воли к принятию благодати, а [пелагиане] говорят, что [благодати] предшествует заслуга этой самой воли. Более того, мы видим, что младенцы с плачем сопротивляются, когда их крестят и когда получают они Божественные таинства, что было бы вменено им в великий грех нечестия, если бы они уже употребляли свободное решение; однако благодать не отступает даже и от противящихся, причем ясно, что без всякой предшествующей заслуги, иначе благодать не была бы уже благодатью. И иногда эта благодать даруется детям неверующих [людей], когда по тайному промыслу Божию они неким образом попадают в руки людей благочестивых, а иногда не наследуют ее дети верующих, поскольку возникает некое препятствие, так что [благодать] не может прийти на помощь находящимся в опасности. И все это совершается по тайному промыслу Бога, суды Которого непостижимы и пути неиссле-димы253. Давайте посмотрим, в каком смысле сказал эти слова апостол и что предпослал этому. Ведь он вел речь об иудеях и язычниках, а писал к римлянам, то есть к язычникам, и сказал вот что: Как вы некогда не веровали (non credidistis) Богу, а ныне унаследовали милосердие вследствие их неверности (in illorum incredulitate), так и они ныне не уверовали ради милосердия к вам, чтобы и они [позже] унаследовали милосердие: ибо Бог всех заключил в неверности (in infidelitate), дабы всех помиловать254. И когда апостол задумался над тем, что сказал, удивляясь как точной истине своего изречения, так и великой его глубине, – тому, как Бог всех заключил в неверности, чтобы всех помиловать, как бы делая зло, чтобы вышло добро, -он тотчас воскликнул и сказал: О, бездна богатства премудрости и ведения Божия! Как непостижимы суды Его и неисповедимы пути Его255. А превратные люди, не разумея этих непостижимых судов и неисповедимых путей, будучи скоры на осуждение и неспособны к пониманию, сочли и предъявили как обвинение апостолу, будто он говорит следующее: Станем делать зло, чтобы вышло добро256. Невозможно, чтобы апостол говорил такое, но неразумные люди сочли, что это говорится, когда услышали сказанное апостолом: Закон же пришел позже, так что умножилось преступление. Но когда множился грех, стала преизобиловать благодать257. Однако благодать, разумеется, делает так, что уже добро совершается теми, кто прежде делал зло, а не так, что [люди] остаются во зле и ожидают, что им будет воздано за это добром. Итак, они не должны говорить: Станем делать зло, чтобы вышло добро, но: «Мы сделали зло, а вышло добро, станем же теперь делать добро, чтобы в будущем веке нам получить добро за добро, как в этом мы получили добро за зло». Поэтому и написано в псалме: Милосердие и правосудие буду петь Тебе, Господи258. Итак, в первый раз Сын Человеческий пришел в мир не для того, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен через Него259, – это по милосердию, – а во второй раз придет для суда, судить живых и мертвых; хотя и в нынешнее время само спасение также не совершается без суда, но тайного, почему и написано: На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы260.

* * *

*

De gratia et libero arbitrio (CPL 352). Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 44, Col. 881–912.

254

Рим 11:30–32. В Синод. пер.: Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил бог в непослушание, чтобы всех помиловать.


Просмотров: 348


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Вопрос-ответ

последние вопросы

Наталья 2022-10-20 17:07:00

Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, адрес воскресной школы?
Спасибо!

Ответ:

Добрый день!
Воскресных школ в городе десятки. Уточните в ближайшем к вашему дому храме, скорее всего и там есть.
помоги Бог!

о Боге и Церкви:


  • 18.07.2021

    Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, прис...

    1147
  • 19.06.2020

    О СВЯТОМ ВСЕЛЕНСКОМ ПЕРВОМ СОБОРЕ / Пидалион / Каждый Вселенский собор, имеющий эти о...

    1519
  • 06.01.2024

    Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипаст...

    214
  • 29.11.2023

    Чин последования исповеди Православной Церкви / С того времени Иисус начал проповедыв...

    285
  • 23.11.2023

    О сектах / Леонтия, схоластика Византийского

    216
  • 01.10.2023

    оглавление / Писания к 10-ти (1–10) посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседова...

    302
  • 01.10.2023

    Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха / Писания к 10-ти (1–10)...

    274
  • 01.10.2023

    Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности / Писания к 10-ти (1–10) посланн...

    320
  • 01.10.2023

    Третье собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мира / Писания к 10-ти (1–10...

    420
  • 01.10.2023

    Четвертое собеседование аввы Даниила. О борьбе плоти и духа / Писания к 10-ти (1–10) ...

    266
  • 01.10.2023

    Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях / Писания к 10-ти (1–10...

    312
  • 01.10.2023

    Шестое собеседование аввы Феодора. Об умерщвлении святых / Писания к 10-ти (1–10) пос...

    322
  • 01.10.2023

    Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах / Пис...

    355
  • 01.10.2023

    Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях / Писания к 10-ти...

    274
  • 01.10.2023

    Девятое собеседование аввы Исаака Скитского (первое). О молитве / Писания к 10-ти (1–...

    368
  • 01.10.2023

    Десятое собеседование аввы Исаака Скитского (второе). О молитве / Писания к 10-ти (1–...

    330
  • 21.09.2023

    святитель Феофан Затворник / Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики

    239
  • 21.09.2023

    Отдел I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием – как сохранит...

    233
  • 21.09.2023

    Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешни...

    246
  • 21.09.2023

    Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то ж...

    241
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Ι / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...

    256
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Κ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...

    331
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Ζ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...

    323

о Боге и Его Церкви...