Пространный Православный Катехизис. Часть третья. О Надежде
Пространный Православный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви / святитель Филарет Московский (Дроздов)
Понятие «христианская надежда» ее основание и средства
383. ЧТО ТАКОЕ ХРИСТИАНСКАЯ НАДЕЖДА?
Надежда христианская есть успокоение сердца в Боге с уверенностью, что Он непрестанно заботится о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство.
384. НА ЧЁМ ОСНОВЫВАЕТСЯ ХРИСТИАНСКАЯ НАДЕЖДА?
Христианская надежда основывается на том, что Господь Иисус Христос есть упование наше, или основание надежды нашей (1Тим.1, 1). «Совершенно уповайте на приносимую вам благодать откровением Иисус Христовым» (в явлении Иисуса Христа) (1Пет.1, 13).
385. КАК ПРИОБРЕСТИ ХРИСТИАНСКУЮ НАДЕЖДУ?
Средствами приобретения спасительной надежды являются молитва, истинное учение о блаженстве и действительное следование этому учению.
О молитве
386. ЕСТЬ ЛИ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ УКАЗАНИЕ НА ТО, ЧТО МОЛИТВА ЯВЛЯЕТСЯ СРЕДСТВОМ ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ НАДЕЖДЫ?
Есть свидетельство слова Божия о том, что молитва является средством для приобретения спасительной надежды. Сам Господь Иисус Христос с молитвой соединяет надежду получить желаемое: «еже аще что (если чего) просите от Отца во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне» (Ин.14, 13).
387. ЧТО ТАКОЕ МОЛИТВА?
Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу.
388. ЧТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ?
Христианин, вознеся ум и сердце к Богу, должен делать следующее.
Во-первых, прославлять Его за Его Божественные совершенства, во-вторых, благодарить Его за Его благодеяния, в-третьих, просить Его о своих нуждах.
Поэтому существуют три главных рода молитвословий: славословие, благодарение, прошение.
389. МОЖНО ЛИ МОЛИТЬСЯ БЕЗ СЛОВ?
Можно молиться без слов – умом и сердцем. Пример тому – пророк Моисей, молившийся так перед переходом через Чермное (Красное) море (Исх.14, 13).
390. КАКИЕ НАЗВАНИЯ ИМЕЕТ МОЛИТВА?
Такая молитва имеет особое название. Ее называют духовной, или умной и сердечной, – одним словом, внутренней молитвой, тогда как, наоборот, молитва, произносимая словами и сопровождаемая другими знаками благоговения, называется устной, или наружной.
391. МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ НАРУЖНАЯ МОЛИТВА БЕЗ ВНУТРЕННЕЙ?
Может быть и наружная молитва, без внутренней, когда кто-либо произносит слова молитвы без внимания и усердия.
392. МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ДОСТАТОЧНО ОДНОЙ НАРУЖНОЙ МОЛИТВЫ?
Но одной наружной молитвы для получения благодати не только недостаточно, наоборот, одна наружная молитва, без внутренней, прогневляет Бога. Сам Бог проявляет негодование на такую молитву: «приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене: всуе (тщетно) же чтут Мя» (Мф.15, 8–9).
393. ДОСТАТОЧНО ЛИ ОДНОЙ ВНУТРЕННЕЙ МОЛИТВЫ БЕЗ НАРУЖНОЙ?
Но недостаточно и одной внутренней молитвы, без наружной, как (недостаточно) человеку одной души без тела поскольку Бог благоволил составить человека из души и тела. Имея душу и тело, мы должны прославлять Бога в телесех наших и в душах наших, яже суть Божия, так как естественно, чтобы от избытка сердца уста говорили. Господь наш Иисус Христос был духовен в высочайшей степени; но и Он духовную молитву Свою являл и словами, и благоговейными движениями тела: иногда, например, возведением очей на небо, а иногда преклонением колен и лица на землю (1Кор.6, 20; Мф.12, 34, 26:39; Ин.17, 1; Лк.22, 41).
О Молитве Господней
394. ЕСТЬ ЛИ МОЛИТВА, КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОБРАЗЦОМ ДЛЯ ВСЕХ МОЛИТВ?
Есть такая молитва, которая может быть общей христианской молитвой и образцом для всех молитв. Это – Молитва Господня.
395. ЧТО ТАКОЕ МОЛИТВА ГОСПОДА?
Молитва Господня – такая молитва, которой Господь наш Иисус Христос научил апостолов и которую они передали всем верующим.
396. КАК ЧИТАЕТСЯ МОЛИТВА ГОСПОДА?
Она читается так: Отче наш, Иже еси на Небесех! 1) Да святится имя Твое, 2) да приидет Царствие Твое, 3) да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. 4) Хлеб наш насущный даждь нам днесь; 5) и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; 6) и не введи нас во искушение, 7) но избави нас от лукавого, Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь (Мф.6, 9–13).
397. КАК ДЛЯ УДОБСТВА РАССМОТРЕНИЯ РАЗДЕЛЯЕТСЯ МОЛИТВА ГОСПОДА?
Чтобы удобнее рассматривать Молитву Господню, ее можно разделить на призывание, семь прошений и славословие.
О призывании
398. КАК БОГА МЫ ОСМЕЛИВАЕМСЯ НАЗЫВАТЬ ОТЦОМ?
Мы осмеливаемся называть Бога Отцом по вере в Иисуса Христа и по благодати возрождения. «Елицы (тем, которые) прияша Его, даде им область(власть) чадом Божиим быти, верующим во имя Его: иже не от крове, ни от похоти плотския (не от хотения плоти), ни от похоти мужеския, но от Бога родишася (Ин.1, 12–13).
399. ВСЕГДА ЛИ СЛЕДУЕТ ГОВОРИТЬ ОТЧЕ «НАШ»?
Говорить Отче наш нужно всегда, хотя бы и молился кто-либо один.
400.
Это потому, что по христианскому братолюбию следует призывать Бога и просить у Него благ не только для себя, но и для всех.
401. ПОЧЕМУ МЫ ГОВОРИМ «ИЖЕ ЕСИ НА НЕБЕСЕХ»?
В призывании следует говорить Иже еси на Небесех для того, чтобы, начиная молитву, оставить все земное и тленное и вознести ум и сердце к Небесному, Вечному и Божественному.
О первом прошении
402. ИСПОВЕДУЕМ ЛИ МЫ СВЯТОСТЬ ИМЕНИ БОЖЬЕГО?
Имя Божие свято и, без сомнения, свято само в себе. «Свято имя Его»(Лк.1, 49).
403. КАК ИМЯ БОЖИЕ МОЖЕТ ЕЩЁ И СВЯТИТЬСЯ?
Оно может еще святиться в людях, т.е. вечная святость Его в них может являться.
404. КАКИМ ОБРАЗОМ ИМЯ БОЖИЕ МОЖЕТ СВЯТИТЬСЯ?
Происходит это следующим образом. Во-первых, когда мы, имея в мыслях и в сердце имя Божие, так живем, как требует Его святость, и такой жизнью прославляем Бога; во-вторых, когда, видя нашу добрую жизнь, и другие прославляют Бога. «Тако да просветится (так да светит) свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на Небесех»(Мф.5, 16).
О втором прошении
405. О КАКОМ ЦАРСТВЕ ГОВОРИТСЯ В МОЛИТВЕ ГОСПОДА?
Во втором прошении Молитвы Господней говорится о Царствии Божием, т.е. о Царстве благодатном, которое, по Апостолу, есть «правда, и мир, и радость о Дусе Святе» (Рим.14, 17).
406. ПРИШЛО ЛИ ЭТО ЦАРСТВО?
Это Царство для некоторых не пришло еще во всей силе, а для некоторых и совсем не пришло, поскольку еще «царствует... грех в мертвеннем теле их, во еже послушати его (чтобы повиноваться ему) в похотех его» (Рим 6, 12).
407. КАК ПРИХОДИТ ЭТО ЦАРСТВО?
Оно приходит сокровенно и внутренно. «Не приидет Царствие Божие с соблюдением... (приметным образом). Се бо Царствие Божие внутрь вас есть»(Лк.17, 20–21).
408. МОЖНО ЛИ ПРОСИТЬ ЦАРСТВА СЛАВЫ?
Христианин может просить под именем Царства Божия Царства славы, т.е. совершенного блаженства верующих. «Желание имый (имею) разрешитися и со Христом быти» (Флп.1, 23).
О третьем прошении
409. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПРОШЕНИЕ «ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ»?
Прошение «да будет воля Твоя» означает, что через это прошение следует просить Бога, дабы все, что мы делаем и что с нами случается, происходило не так, как мы желаем, но как угодно Богу.
410. ПОЧЕМУ НЕ СЛЕДУЕТ ПРОСИТЬ О СВОЕЙ ВОЛЕ?
Этого не нужно просить потому, что мы часто погрешаем в наших желаниях, а Бог непогрешительно и более чем мы сами желает нам всякого блага и всегда готов его даровать, если тому не препятствуют наше своеволие и упрямство.
«Могущему же паче вся творити по преизбыточествию, ихже просим(сделать несравненно больше всего, чего мы просим) или разумеем, по силе, действуемой в нас, Тому слава в Церкви» (Еф.3, 20–21).
411. ПОЧЕМУ МЫ ПРОСИМ ИСПОЛНЕНИЯ ВОЛИ БОЖИЕЙ НА ЗЕМЛЕ ТАК, КАК НА НЕБЕ?
Мы просим исполнения воли Божией «на земли» именно так, «яко на Небеси», потому что на Небесах святые Ангелы и люди блаженные – все, без исключения, всегда и во всем исполняют волю Божию.
О четвертом прошении
412. ЧТО ТАКОЕ ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ?
Хлеб насущный – это хлеб, необходимый для того, чтобы существовать, или жить.
413. О ЧЕМ МЫ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ, ПРОСЯ БОГА О НАСУЩНОМ ХЛЕБЕ?
Приносить Богу прошение о хлебе насущном нужно с такими мыслями. Согласно наставлению Господа нашего Иисуса Христа, нужно просить не более как насущного хлеба, т.е. необходимого пропитания и также необходимого для жизни одеяния и жилища; а что сверх этого и не является необходимостью, а служит для удовольствия, то предать это воле Божией и, если дано будет, благодарить Бога; если не будет дано – не заботиться об этом.
414. ПОЧЕМУ МЫ ПРОСИМ О НАСУЩНОМ ХЛЕБЕ ТОЛЬКО НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ?
Повелевается просить насущного хлеба только днесь, т.е. на нынешний день, для того, чтобы мы не заботились о будущем чрезмерно, а надеялись в этом на Бога. «Не пецытеся убо на утрей (не заботьтесь о завтрашнем дне), утрений бо собою печется: довлеет дневи злоба его» (довольно для каждого дня своей заботы). (Мф.6, 34.) «Весть бо Отец ваш Небесный, яко требуете сих всех» (что вы имеете нужду во всем этом) (Мф.6, 32).
415. О ЧЕМ ЕЩЁ МЫ ПРОСИМ ПОД ИМЕНЕМ НАСУЩНОГО ХЛЕБА?
Под именем «насущный хлеб» можно просить чего-либо и для души. Поскольку человек состоит из телесного и душевного существа, а существо души значительно важнее тела, то можно и нужно просить и для души насущного хлеба, без которого внутренний человек умирает от голода (свт. Кирилл Иерусалимский. Поучение тайноводственное, 4, 15; Православное исповедание, ч.2, вопрос 19).
416. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ НАСУЩНЫМ ХЛЕБОМ ДЛЯ ДУШИ?
Насущный хлеб для души – это слово Божие и Тело и Кровь Христовы.
«Не о хлебе единем жив будет человек, но о всяцем глаголе (всяким словом), исходящем изо уст Божиих» (Мф.4, 4). «Плоть бо Моя истинно есть брашно(пища), и Кровь Моя истинно есть пиво» (питие) (Ин. 6:55).
О пятом прошении
417. ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД ДОЛГАМИ НАШИМИ?
В Молитве Господней под словами «долги наши» следует понимать грехи наши.
Грехи называются долгами, потому что мы все получили от Бога и должны все отдать Богу, т.е. все подчинить Его воле и закону; если же не исполняем этого, то и остаемся должниками перед Его правосудием.
418. КТО ТАКИЕ ДОЛЖНИКИ НАШИ?
Должники наши – это люди, которые не отдали нам того, что должны были отдать по Закону Божию, как, например, проявили не любовь, а вражду.
419. КАКИМ ОБРАЗОМ МЫ МОЖЕМ НАДЕЯТЬСЯ НА ПРОЩЕНИЕ ДОЛГОВ НАШИХ?
При правосудии Божием мы можем надеяться на прощение долгов наших – через ходатайство Господа Иисуса Христа. «Един бо есть Бог, и Един Ходатай Бога и человеков, Человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех»(предавший Себя для искупления всех) (1Тим.2, 5–6).
420. ИЗ-ЗА ЧЕГО МЫ МОЖЕМ ЛИШИТЬСЯ ПРОЩЕНИЯ ДОЛГОВ НАШИХ?
Если мы просим у Бога прощения грехов наших, а сами других не прощаем, то не получим и мы прощения. «Аще бо отпущаете (если вы будете прощать) человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный, аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» (Мф.6, 14–15).
421. ПОЧЕМУ БОГ НАС НЕ ПРОСТИТ, ЕСЛИ МЫ НЕ ПРОСТИМ ДОЛЖНИКОВ НАШИХ?
Бог не прощает нас, если и мы не прощаем других, потому что мы через это оказываемся злыми и тем удаляем от себя благость и милосердие Божии.
422. О ЧЁМ СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ, ПРОИЗНОСЯ СЛОВА ОБ ОСТАВЛЕНИИ «ДОЛЖНИКОМ НАШИМ»?
Слова Молитвы Господней «и мы оставляем должником нашим» требуют непременно, чтобы молящийся не имел никакой вражды и гнева, но имел со всеми мир и любовь. «Аще убо (если) принесеши дар твой ко олтарю, и ту помянеши (вспомнишь), яко брат твой имать нечто на тя (имеет что-нибудь против тебя), остави ту дар твой пред олтарем, и шед, прежде смирися(примирись) с братом твоим, и тогда пришед, принеси дар твой» (Мф.5, 23–24).
423. ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА ЧЕЛОВЕК НЕ ХОЧЕТ ПРИМИРЕНИЯ?
Если того, кто имеет что-то против меня, нельзя найти вскоре или если он окажется нерасположенным к примирению, то в таком случае достаточно примириться с ним в сердце, перед очами Всевидящего Бога, «Аще возможно, еже от вас (с вашей стороны), со всеми человеки мир имейте» (Рим.12, 18).
О шестом прошении
424. ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД ИСКУШЕНИЕМ?
В Молитве Господней под наименованием «искушение» следует понимать такое стечение обстоятельств, при котором есть близкая опасность потерять веру или впасть в тяжкий грех.
425. ОТКУДА ПРИХОДЯТ ИСКУШЕНИЯ?
Такие искушения приходят от плоти нашей, от мира, или от других людей, и от диавола.
426. О ЧЁМ МЫ ПРОСИМ, ПРОИЗНОСЯ СЛОВА МОЛИТВЫ «НЕ ВВЕДИ НАС ВО ИСКУШЕНИЕ»?
Словами молитвы «не введи нас во искушение» мы просим, во-первых, о том, чтобы Бог не допустил нас до искушения; во-вторых, о том, чтобы Он, если нужно нам быть испытанными и очищенными посредством искушения, не предал нас искушению совершенно и не допустил нашего падения.
О седьмом прошении
427. О ЧЕМ МЫ ПРОСИМ, ПРОИЗНОСЯ СЛОВА МОЛИТВЫ «ИЗБАВИ НАС ОТ ЛУКАВАГО»?
Словами молитвы «избави нас от лукаваго» мы просим избавления от всякого зла, какое может нас постичь в мире, который со времени первого греха «весь во зле лежит» (1Ин.5, 19), особенно же от зла греха и от лукавых внушений и наветов духа злобы – диавола.
О славословии
428. ДЛЯ ЧЕГО К МОЛИТВЕ ГОСПОДА ПРИСОЕДИНЕНО СЛАВОСЛОВИЕ?
К Молитве Господней присоединено славословие, во первых, для того, чтобы мы, прося себе у Отца Небесного милостей, в то же время воздавали Ему справедливое почитание; во-вторых, для того, чтобы мыслью о Его Вечном Царстве, силе и славе все более и более утверждались в надежде, что Он дарует нам просимое, потому что это в его власти и относится к его славе.
429. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО «АМИНЬ»?
Слово «аминь» означает «истинно», или «да будет».
430.
Присоединением слова «аминь» к славословию показывается то, что молитва приносится с верой и без всякого сомнения, как учит Апостол Иаков (Иак.1, 6).
Учение о блаженстве
431. ЧТО НУЖНО, КРОМЕ МОЛИТВЫ, ДЛЯ УТВЕРЖДЕНИЯ В НАДЕЖДЕ СПАСЕНИЯ?
Чтобы утвердиться в надежде спасения и блаженства, к молитве следует присоединять собственный подвиг для достижения блаженства. О6 этом говорит Сам Господь: «Что же Мя зовете: Господи, Господи, и не творити, яже глаголю?»(Лк.6, 46). «Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на Небесех» (Мф.7, 21).
432. ЧТО ДЛЯ НАС ЯВЛЯЕТСЯ РУКОВОДСТВОМ В СОБСТВЕННОМ ПОДВИГЕ?
Руководством в этом подвиге может быть учение Господа нашего Иисуса Христа, сокращенно предложенное в его изречениях о блаженстве.
433. КАК ЧИТАЮТСЯ ЗАПОВЕДИ О БЛАЖЕНСТВЕ?
Таких изречений девять:
1. Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное.
2. Блажени плачущии, яко тии утешатся.
3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.
4. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
5. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.
6. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
8. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное.
9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради.
Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф.5, 3–12).
434. О ЧЁМ СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ, ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО ПОНИМАТЬ ЭТИ ЗАПОВЕДИ?
Обо всех этих изречениях, для правильного их понимания, следует заметить, что Господь предложил в них учение о достижении блаженства так, как именно говорит Евангелие: «отверз уста Своя, учаше». Но будучи кротким и смиренным сердцем, Он предложил учение Свое, не повелевая, а ублажая тех, кто свободно примет и будет исполнять его. Поэтому в каждом изречении о блаженстве рассматривать следует, во-первых, учение, или заповедь, во-вторых, ублажение, или обещание награды.
О первой заповеди блаженства
435. КАКАЯ ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ ГОСПОДА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ БЛАЖЕНСТВА?
Первая заповедь Господня для достижения блаженства – желающие блаженства должны быть нищими духом.
436. ЧТО ОЗНАЧАЕТ БЫТЬ НИЩИМ ДУХОМ?
Быть нищим духом означает иметь духовное убеждение, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует Бог, и что ничего доброго мы не можем сделать без Божией помощи и благодати; и, таким образом, должны считать, что мы – ничто, и во всем прибегать к милосердию Божию. Кратко, по объяснению святителя Иоанна Златоуста, нищета духовная есть смиренномудрие (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 15).
437. МОГУТ ЛИ БОГАТЫЕ БЫТЬ НИЩИМИ ДУХОМ?
Быть нищими духом, без сомнения, могут и богатые, если придут к мысли, что видимое богатство тленно и скоропреходяще и что оно не заменяет недостатка благ духовных. «Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (а душе своей повредит)? Или что даст человек измену(какой выкуп) за душу свою?» (Мф.16, 26).
438. МОЖЕТ ЛИ НИЩЕТА ТЕЛЕСНАЯ ПОСЛУЖИТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ НИЩЕТЫ ДУХОВНОЙ?
Нищета телесная может послужить к совершенству нищеты духовной, если христианин избирает ее добровольно, для Бога. О6 этом сказал Сам Господь Иисус Христос богатому: «Аще хощети совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на Небеси, и гряди вслед Мене» (Мф.19, 21).
439. ЧТО ОБЕЩАЕТ ГОСПОДЬ НИЩИМ ДУХОМ?
Нищим духом Господь обещает Царство Небесное.
440. КАКИМ ОБРАЗОМ НИЩИМ ДУХОМ ПРИНАДЛЕЖИТ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ?
Царство Небесное принадлежит им в настоящей жизни внутренне и предначинательно, через посредство веры и надежды, а в будущей – совершительно, посредством участия в блаженстве вечном.
О второй заповеди блаженства
441. КАКАЯ ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ ГОСПОДА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ БЛАЖЕНСТВА?
Вторая заповедь Господня для блаженства – желающие блаженства должны быть плачущими.
442. ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД ПЛАЧЕМ?
В этой заповеди следует понимать под наименованием плача печаль и сокрушение сердца и действительные слезы о том, что мы несовершенно и недостойно служим Господу или даже заслуживаем Его гнев нашими грехами. «Печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает (печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению): а сего мира печаль смерть соделовает» (2Кор.7, 10).
443. ЧТО ГОСПОДЬ ОБЕЩАЕТ ПЛАЧУЩИМ?
Господь особенно обещает плачущим, что они утешатся.
444. КАК ЗДЕСЬ ПОНИМАЕТСЯ УТЕШЕНИЕ?
Здесь разумеется утешение благодатное, состоящее в прощении грехов и в мире (в умиротворенной) совести.
445. ДЛЯ ЧЕГО С ЗАПОВЕДЬЮ О ПЛАЧЕ СОЕДИНЕНО ОБЕЩАНИЕ УТЕШЕНИЯ?
Это обещание соединено с заповедью о плаче для того, чтобы печаль о грехах не доходила до отчаяния.
О третьей заповеди блаженства
446. КАКАЯ ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ ГОСПОДА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ БЛАЖЕНСТВА?
Третья заповедь Господня для блаженства – желающие блаженства должны быть кроткими.
447. ЧТО ТАКОЕ КРОТОСТЬ?
Кротость есть тихое расположение духа, соединенное с осторожностью, дабы никого не раздражать и ничем не раздражаться.
448. В ЧЁМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ КРОТОСТЬ?
Особые действия кротости христианской – не роптать не только на Бога, но и на людей, и когда происходит что-либо, что против желаний наших, не предаваться гневу, не превозноситься.
449. ЧТО ГОСПОДЬ ОБЕЩАЕТ КРОТКИМ?
Господь обещает кротким, что они наследуют землю.
450. КАК СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ОБЕЩАНИЕ НАСЛЕДОВАТЬ ЗЕМЛЮ?
Это обещание нужно понимать так, что в отношении последователей Христовых оно, вообще, есть предсказание, которое исполнилось буквально, ибо постоянно кроткие христиане, вместо того, чтобы быть истребленными яростью язычников, наследовали вселенную, которой прежде обладали язычники.
Кроме того, значение этого обетования по отношению к христианам вообще и к каждому в частности есть то, что они получат наследие, по выражению Псалмопевца, «на земли живых», там, где живут и не умирают, т.е. получат вечное блаженство (Пс.26, 13).
О четвертой заповеди блаженства
451. КАКАЯ ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ ГОСПОДА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ БЛАЖЕНСТВА?
Четвертая заповедь Господня для блаженства – желающие блаженства должны быть алчущими и жаждущими правды.
452. ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД ИМЕНЕМ ПРАВДЫ?
Хотя следует понимать под именем правды всякую добродетель, которую христианин должен желать как пищу и питие, но преимущественно нужно подразумевать ту правду, о которой в пророчестве Даниила сказано: «приведется правда вечная», т.е. совершится оправдание человека, виновного перед Богом, – оправдание посредством благодати и веры в Господа Иисуса Христа (Дан.9, 24).
Об этой правде говорит Апостол Павел: «Правдаже Божия верою Иисус Христовою во всех и на всех верующих: несть бо разнствия (различия), вси бо согрешиша и лишени суть славы Божия, оправдаеми туне (даром) благодатию Его, избавлением (искуплением), еже о Христе Иисусе, Егоже предположи Бог очищение верою в крови Его (Которого Бог предложил в жертву умилостивления через пролитие Крови Его), в явление правды Своея, за отпущение (в прощение) прежде бывших грехов» (Рим.3, 22–25).
453. КТО ТАКИЕ АЛЧУЩИЕ И ЖАЖДУЩИЕ ПРАВДЫ?
Алчущие и жаждущие правды – это те, кто любит делать добро, но не считает себя праведником, не полагается на свои добрые дела, но признает себя грешным и виновным перед Богом и кто желанием и молитвой веры как духовной пищи и пития алчет и жаждет благодатного оправдания через Иисуса Христа.
454. ЧТО ОБЕЩАЕТ ГОСПОДЬ АЛЧУЩИМ И ЖАЖДУЩИМ ПРАВДЫ?
Господь обещает алчущим и жаждущим правды, что они насытятся.
455. ЧТО МЫ ЗДЕСЬ ПОНИМАЕМ ПОД НАСЫЩЕНИЕМ?
Здесь насыщение означает следующее. Подобно тому, как насыщение телесное приносит, во-первых, прекращение чувства голода и жажды, во-вторых, подкрепление тела пищей, насыщение духовное означает, во-первых, внутреннее успокоение помилованного грешника, во-вторых, приобретение силы для делания добра, а эта сила подается благодатью оправдывающей. Впрочем, совершенное насыщение души, сотворенной для наслаждения бесконечным благом, последует в Жизни Вечной, по изречению Псалмопевца: «насыщуся, внегда явитимися славе Твоей» (когда откроется слава Твоя) (Пс.16, 15).
О пятой заповеди блаженства
456. КАКАЯ ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ ГОСПОДА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ БЛАЖЕНСТВА?
Пятая заповедь Господня для блаженства – желающие блаженства должны быть милостивы.
457. КАК СЛЕДУЕТ ИСПОЛНЯТЬ ЭТУ ЗАПОВЕДЬ?
Исполнять эту заповедь следует посредством дел милости – телесных и духовных, ибо, как говорит святитель Иоанн Златоуст, различен милования образ и широка заповедь сия (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 15).
458. КАКИЕ ДЕЛА МИЛОСТИ ТЕЛЕСНЫЕ?
Телесные дела милости таковы: 1. Алчущего напитать. 2. Жаждущего напоить. 3. Одеть нагого или имеющего недостаток в необходимой одежде. 4. Посетить находящегося в темнице (в заключении). 5. Посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти. 6. Принять в дом странника и предоставить ему отдых. 7. Погребать умерших в убожестве (в бедности, в нищете).
459. КАКИЕ ДЕЛА МИЛОСТИ ДУХОВНЫЕ?
Духовные дела милости суть следующие. 1. Увещанием обратить «грешника от заблуждения пути его» (от ложного пути его) (Иак.5, 20). 2. Неведущего научить истине и добру. 3. Подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или в случае незамечаемой им опасности. 4. Молиться о нем Богу. 5. Утешить печального. 6. Не воздавать за зло, которое сделали нам другие. 7. От всего сердца прощать обиды.
460. НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ЛИ ЗАПОВЕДИ О МИЛОСТИ НАКАЗАНИЕ ПОДСУДИМЫХ?
Заповеди милости не противоречит, если по правосудию наказывают виновного, если делают это по долгу и с добрым намерением, т.е. чтобы исправить его или чтобы оградить невиновных от его преступлений.
461. ЧТО ГОСПОДЬ ОБЕЩАЕТ МИЛОСТИВЫМ?
Господь обещает милостивым, что они помиловани будут.
462. КАКОГО РОДА ПОМИЛОВАНИЕ ЗДЕСЬ ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ?
Здесь подразумевается помилование от вечного осуждения за грехи на Суде Божием.
О шестой заповеди блаженства
463. КАКАЯ ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ ГОСПОДА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ БЛАЖЕНСТВА?
Шестая заповедь Господня для блаженства – желающие блаженства должны быть чисти сердцем.
464. ЧТО ТАКОЕ ЧИСТОТА СЕРДЦА?
Чистота сердца – это не совсем то же, что чистосердечие. Чистосердечие, или искренность, согласно которой человек не показывает лицемерно добрых расположений, не имея их в сердце, но добрые расположения сердца проявляет в добрых поступках, есть только низшая степень чистоты сердца. Этой последней человек достигает постоянным и неослабным подвигом бдения над самим собой, изгоняя из сердца своего всякое незаконное желание и помышление и всякое пристрастие к земным предметам и непрестанно сохраняя в сердце памятование о Боге и Господе Иисусе Христе с верой и любовью.
465. ЧТО ОБЕЩАЕТ ГОСПОДЬ ЧИСТЫМ СЕРДЦЕМ?
Господь обещает чистым сердцем, что они Бога узрят.
466. КАК СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ОБЕЩАНИЕ УЗРЕТЬ БОГА?
Это обещание следует понимать так, что слово Божие уподобляет сердце человеческое оку и приписывает совершенным христианам «просвещенна очеса сердца» (Еф.1, 18). Как чистое око способно видеть свет, так чистое сердце способно созерцать Бога. Поскольку же лицезрение Божие есть источник вечного блаженства, то обещание узреть (увидеть) Бога есть обещание высокой степени блаженства вечного.
О седьмой заповеди блаженства
467. КАКАЯ СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ ГОСПОДА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ БЛАЖЕНСТВА?
Седьмая заповедь Господня для блаженства – желающие блаженства должны быть миротворцы.
468. ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ МИРОТВОРЦЕМ?
Исполнять эту заповедь нужно так. Мы должны поступать со всеми дружелюбно и не подавать повода к несогласию; случившееся несогласие всевозможными средствами прекращать, даже поступаясь нашим правом, если только это не противоречит долгу и ни для кого невредно; стараться и других враждующих между собой примирять постольку, поскольку имеем возможность, а если не можем, то молить Бога об их примирении.
469. ЧТО ГОСПОДЬ ОБЕЩАЕТ МИРОТВОРЦАМ?
Господь обещает миротворцам то, что они нарекутся сынами Божиими.
470. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ТО, ЧТО МИРОТВОРЦЫ НАРЕКУТСЯ СЫНАМИ БОЖИИМИ?
Это обещание означает высоту подвига миротворцев и уготованной им награды. Поскольку они подвигом своим подражают Единородному Сыну Божию, пришедшему на землю примирить согрешившего человека с правосудием Божиим, то им обещается благодатное имя сынов Божиих и, без сомнения, достойная этого имени степень блаженства.
О восьмой заповеди блаженства
471. КАКАЯ ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ ГОСПОДА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ БЛАЖЕНСТВА?
Восьмая заповедь Господня для блаженства – желающие блаженства должны быть готовы претерпеть гонение за правду, не изменяя ей.
472. КАКИЕ НУЖНЫ КАЧЕСТВА, ЧТОБЫ СТОЙКО ПРЕТЕРПЕТЬ ГОНЕНИЯ ЗА ПРАВДУ?
Этой заповедью требуются следующие качества: правдолюбие, постоянство и твердость в добродетели, мужество и терпение, если кто-либо подвергается бедствию или опасности за то, что не хочет изменить истине и добродетели.
473. ЧТО ОБЕЩАЕТ ГОСПОДЬ ГОНИМЫМ ЗА ПРАВДУ?
Господь обещает гонимым за правду Царство Небесное как бы взамен того, чего лишаются они через гонение, подобно тому, как оно обещано нищим духом в восполнение чувства недостатка и скудости.
О девятой заповеди блаженства
474. КАКАЯ ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ ГОСПОДА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ БЛАЖЕНСТВА?
Девятая заповедь Господня для блаженства – желающие блаженства должны быть готовы с радостью принять поношение, гонение, бедствие и самую смерть за имя Христово и за истинную православную веру.
475. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ПОДВИГ, ТРЕБУЕМЫЙ ДЕВЯТОЙ ЗАПОВЕДЬЮ?
Подвиг, согласно этой заповеди, называется подвигом мученическим.
476. КАКУЮ НАГРАДУ ОБЕЩАЕТ ГОСПОДЬ ЗА МУЧЕНИЧЕСКИЙ ПОДВИГ?
Господь обещает за этот подвиг великую награду на Небесах, т.е. преимущественную и высокую степень блаженства.
Просмотров: 488
Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.
Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.
Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:
По названию (Google) - Пространный Православный Катехизис. Часть третья. О Надежде
По описанию (Google) - Пространный Православный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви / святитель Филарет Московский (Дроздов)
По названию (Yandex) - Пространный Православный Катехизис. Часть третья. О Надежде
По описанию (Yandex) - Пространный Православный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви / святитель Филарет Московский (Дроздов)
Вопрос-ответ
последние вопросы
о Боге и Церкви:
-
18.07.2021
Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, прис...
1428 -
19.06.2020
О СВЯТОМ ВСЕЛЕНСКОМ ПЕРВОМ СОБОРЕ / Пидалион / Каждый Вселенский собор, имеющий эти о...
1921 -
06.01.2024
Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипаст...
656 -
29.11.2023
Чин последования исповеди Православной Церкви / С того времени Иисус начал проповедыв...
818 -
23.11.2023
О сектах / Леонтия, схоластика Византийского
513 -
01.10.2023
оглавление / Писания к 10-ти (1–10) посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседова...
662 -
01.10.2023
Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха / Писания к 10-ти (1–10)...
581 -
01.10.2023
Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности / Писания к 10-ти (1–10) посланн...
660 -
01.10.2023
Третье собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мира / Писания к 10-ти (1–10...
799 -
01.10.2023
Четвертое собеседование аввы Даниила. О борьбе плоти и духа / Писания к 10-ти (1–10) ...
794 -
01.10.2023
Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях / Писания к 10-ти (1–10...
749 -
01.10.2023
Шестое собеседование аввы Феодора. Об умерщвлении святых / Писания к 10-ти (1–10) пос...
662 -
01.10.2023
Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах / Пис...
711 -
01.10.2023
Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях / Писания к 10-ти...
705 -
01.10.2023
Девятое собеседование аввы Исаака Скитского (первое). О молитве / Писания к 10-ти (1–...
822 -
01.10.2023
Десятое собеседование аввы Исаака Скитского (второе). О молитве / Писания к 10-ти (1–...
667 -
21.09.2023
святитель Феофан Затворник / Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики
522 -
21.09.2023
Отдел I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием – как сохранит...
549 -
21.09.2023
Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешни...
545 -
21.09.2023
Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то ж...
546 -
08.09.2023
НАЧАЛО БУКВЫ Ι / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
640 -
08.09.2023
НАЧАЛО БУКВЫ Κ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
609 -
08.09.2023
НАЧАЛО БУКВЫ Ζ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
732