Том 2 / Часть 22



Православно-догматическое Богословие. Том 2 / Часть 22 / ЧЛЕН III. О ТАИНСТВАХ ЦЕРКВИ, КАК СРЕДСТВАХ, ЧРЕЗ КОТОРЫЕ СООБЩАЕТСЯ НАМ БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ § 200. Учение православной Церкви о таинствах, краткий обзор ложных мнений о догмате, и состав члена



ЧЛЕН III. О ТАИНСТВАХ ЦЕРКВИ, КАК СРЕДСТВАХ, ЧРЕЗ КОТОРЫЕ СООБЩАЕТСЯ НАМ БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ

§ 200. Учение православной Церкви о таинствах, краткий обзор ложных мнений о догмате, и состав члена

I. Главные черты православного учения о таинствах суть следующие:

1) «Таинство есть священное действие, которое под видимым образом сообщает душе верующего невидимую благодать Божию, будучи установлено Господом нашим, чрез которого всякий из верующих получает Божественную благодать» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 99)839. След., – существо таинств Церковь полагает в том, что это суть священнодействия, действительно сообщающие верующему благодать Божию, что они «не суть только знаки обетований Божиих, а суть орудия, которые необходимо действуют благодатию на приступающих к оным» (Посл. восточн. патриарх. о прав. вере, чл. 15). А существенными принадлежностями каждого из таинств – считает: а) Божественное установление таинства, б) какой-либо видимый или чувствам подлежащий образ, и – в) сообщение таинством невидимой благодати душе верующего.

2) «Таинств седмь: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, елеосвящение. В крещении человек таинственно рождается в жизнь духовную; в миропомазании получает благодать, духовно взращающую и укрепляющую; в причащении питается духовно; в покаянии врачуется от болезней духовных, то есть, от грехов; в священстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения и таинств; в браке получает благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей; в елеосвящении врачуется и от болезней телесных, посредством исцеления от духовных» (Простр. Хр. Катих. о чл. 10)». «Ни менее, ни более сего числа таинств в Церкви не имеем» (Посл. восточн. патриарх. о прав. вере чл. 15).

3) «Для совершения таинства требуются три вещи (πράγματα): приличное вещество, как то: вода для крещения, хлеб и вино для Евхаристии, елей и другие, сообразные с таинством; во-вторых, священник, законно рукоположенный, или епископ; в третьих, призвание Святого Духа и известная форма слов, посредством которых священник освящает таинство силою Святаго Духа, изъявляя намерение освятить оное» (Прав. испов. ч. I, отв. на вопр. 100). «Но отвергаем, как чуждое Христианского учения, то мнение, что совершенство таинства имеет место во время действительного употребления (напр. снедения и т. п.) земной вещи (т. е. освящаемой в таинстве): будто вне употребления, освящаемая в таинстве вещь, и по освящении остается простою вещию… Таким же образом мы считаем крайне ложным и нечистым то учение, будто несовершенством веры нарушается целость и совершенство таинства» (Посл. восточн. патр. о прав. вере чл. 15).

I. В противоположность этому учению Православной Церкви некоторые из неправомыслящих как в древние, так особенно в новейшие времена ложно учили и учат:

1) О существе таинств. По Лютеру, это суть простые знаки божественных обетований для возбуждения веры во Христа, отпушающего грехи840. По Калвину и Цвинглию – знаки Божественной благодати, которыми удостоверяется избранный в полученной им вере и Божественных обетованиях, или еще более удостоверяет всю Церковь в своей вере, нежели удостоверяется сам841. Социниане и арминиане видят в таинствах одни внешние обряды, которыми отличаются Христиане от иноверцев842. Анабаптисты считают таинства аллегорическимя знаками духовной жизни843. Сведенборгиане – символами взаимного соединения между Богом и человеком844. Квакеры и наши духоборцы, отвергая совершенно видимую сторону таинств, признают их только за внутренние, духовные действия небесного света845. Все эти и другие подобные понятия о таинствах разных протестантских сект, при всем своем различии, сходны в том, что равно отвергают истинное понятие о таинствах, как внешних священнодействиях, действительно сообщающих верующим благодать Божию, и возрождающих, обновляющих и освящающих ею человека.

2) О числе таинств. Как бы не довольствуясь одним низвращением истинного понятия о существе и действенности таинств, протестантство простерло святотатственную руку и на то, чтобы сократить число таинств, и хотя вначале протестанты показали немало разногласия в этом деле846, но наконец согласились признавать за таинства, разумеется каждая секта в своем смысле, только два: Крещение и Евхаристию847. Из наших раскольников так называемые беспоповцы, хотя не отрицают, что таинств установлено семь, но довольствуются только двумя, говоря; «довольно по нужде и двух – Крещения и Покаяния; без прочих обойтись можно»848.

3) Об условиях для совершения и действенности таинств. По учению Лютера для совершения таинства вовсе не требуются законно поставленный священник или епископ, таинства могут быть совершаемы всяким клириком или мирянином, мужчиною и женщиною, и сохраняют свое значение и силу, как бы ни были совершены, хотя бы без всякого намерения (intentione) совершить, даже с насмешкою или мимически849. Целая половина наших раскольников, составляющих беспоповщину, также предоставляют совершать таинства простым мирянам; а другая половина, под именем поповщины, предоставляют это хотя священникам, но священникам или запрещенным, или даже лишенным сана, и во всяком случае бежавшим из православной Церкви и отвергшимся от нее для соединения с раскольническою сектою850. С другой стороны древние донатисты, потом в веке XII валденсы и албигенсы, с XIV последователи Виклефа вдались в противоположную крайность, утверждая, что для совершения и действенности таинств требуется не только законно поставленный священнослужитель, но именно священнослужитель благочестивый, и что таинства, совершенные порочными служителями алтаря, не имеют никакого значения851. Наконец реформаты и лютеране измыслили учение, что действительность и действенность таинств зависят не от достоинства и внутреннего расположения совершителя таинств, а от расположения и от веры лиц, приемлющих таинства, так что таинство бывает таинством и имеет свою силу только во время самого принятия и употребления его с верою, а вне употребления, или в случае принятия без веры, не есть таинство и остается бесплодным852.

I. Чтобы видеть, в возможной ясности и полноте, всю справедливость православного учения о таинствах и несправедливость исчисленных здесь ложных мнений, мы раскроем сначала учение о каждом таинстве порознь, обращая внимание, где нужно, и на частные заблуждения относительно того или другого таинства, здесь не исчисленные; а потом, на основании этих частностей, сделаем уже общие замечания о таинствах, в опровержение общих касательно их, указанных здесь, заблуждений.

* * *

839

Нельзя не припомнить здесь замечания св. Иоанна Златоуста: «Христос не предал нам ничего чувственного, но все духовное, только в чувственных вещах. Так и в крещении чрез чувственную вещь – воду сообщается дар, а духовное действие состоит в рождении и возрождении, или обновлении. Если бы ты был бестелесен, то Христос сообщил бы тебе сии дары бестелесно; поелику же душа твое соединена с телом, то духовное сообщает тебе чрез чувственное» (на Матф. бесед. LXXXII, п. 4, стр. 420–421, т. III, по русск. перев.).

840

Lutherus. Opp. Т. III, fol. 266, ed. Jen.; Melanchton. Loc. Theolog. pag. 46. 141.

841

Calvin. Inst. lib. IV, c. 4, §§ 1. 17. 18; Zwingl. Confess. ad Carol. Imp. in Opp. T. II, p. 477. 511.

842

Socinian. Catech. Racow. VI, 3; Arminian. Confess. Remonstr. XXII, 3.

843

См. Moehler., Symbolique T. II, p. 185 et squ.

844

Ibid. T. II, pag. 330 et squ.

845

См. o квакерах – ibid. pag. 235; o духоборцах – в рассуждении об них Новицкого.

846

Например, Лютер и Меланхтон принимали иногда три таинства; крещение, евхаристию и покаяние, хотя два первые считали главнейшими (Lutiter. de Capt. Babyl. fol. 276, Jen 1680; Melancht. Apol. V, 167; VII, 200); Цвинглий и Калвин также иногда три, только первый, вместо покаяния, признавал третьим таинством брак, а последний священство (Calvin. Inst. lib. IV, 18).

847

Moehler. Symbol. T. 1, p. 303 et squ.

848

Пpeocв. Игнатия o таинств. Церкви, стр. 89, Спб. 1849.

849

Lib. de missa privata, apud Bellarmin. de Sacram. 1, c 24, n. 2.

850

Преосв. Игнатия o таинств. Церкви, стр. 5. 266–270.

851

Apud Natal. Alex. Hisfc. eccles. sec. XI et XII, cap. 4, art. 13, § 2; sec XIII et XIV, cap. 3. art. 1, §2; art. 22, § 4; sec. XV et XVI, cap. 2, art 1, § 2.

852

Luther. de capt. Babyl. T. II, p. 286, ed. Jen.; Confess. August. Art. XIII; Apolog. Art. III, n. 155 et squ.


Просмотров: 465


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Вопрос-ответ

последние вопросы

Наталья 2022-10-20 17:07:00

Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, адрес воскресной школы?
Спасибо!

Ответ:

Добрый день!
Воскресных школ в городе десятки. Уточните в ближайшем к вашему дому храме, скорее всего и там есть.
помоги Бог!

о Боге и Церкви:


  • 18.07.2021

    Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, прис...

    1390
  • 19.06.2020

    О СВЯТОМ ВСЕЛЕНСКОМ ПЕРВОМ СОБОРЕ / Пидалион / Каждый Вселенский собор, имеющий эти о...

    1849
  • 06.01.2024

    Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипаст...

    605
  • 29.11.2023

    Чин последования исповеди Православной Церкви / С того времени Иисус начал проповедыв...

    752
  • 23.11.2023

    О сектах / Леонтия, схоластика Византийского

    472
  • 01.10.2023

    оглавление / Писания к 10-ти (1–10) посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседова...

    620
  • 01.10.2023

    Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха / Писания к 10-ти (1–10)...

    539
  • 01.10.2023

    Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности / Писания к 10-ти (1–10) посланн...

    618
  • 01.10.2023

    Третье собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мира / Писания к 10-ти (1–10...

    758
  • 01.10.2023

    Четвертое собеседование аввы Даниила. О борьбе плоти и духа / Писания к 10-ти (1–10) ...

    755
  • 01.10.2023

    Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях / Писания к 10-ти (1–10...

    710
  • 01.10.2023

    Шестое собеседование аввы Феодора. Об умерщвлении святых / Писания к 10-ти (1–10) пос...

    623
  • 01.10.2023

    Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах / Пис...

    673
  • 01.10.2023

    Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях / Писания к 10-ти...

    667
  • 01.10.2023

    Девятое собеседование аввы Исаака Скитского (первое). О молитве / Писания к 10-ти (1–...

    786
  • 01.10.2023

    Десятое собеседование аввы Исаака Скитского (второе). О молитве / Писания к 10-ти (1–...

    630
  • 21.09.2023

    святитель Феофан Затворник / Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики

    488
  • 21.09.2023

    Отдел I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием – как сохранит...

    508
  • 21.09.2023

    Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешни...

    504
  • 21.09.2023

    Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то ж...

    507
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Ι / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...

    605
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Κ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...

    574
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Ζ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...

    696

о Боге и Его Церкви...