Вопрос 18. В этом члене использовано слово «Творец». Значит, Бог является Творцом всего?
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной / ЧАСТЬ I: О ВЕРЕ / Вопрос 18
Вопрос 18. В этом члене использовано слово «Творец». Значит, Бог является Творцом всего?
Ответ. Без всякого сомнения, Бог является Творцом всего видимого и невидимого. Прежде всего19 Он создал из ничего, Своей мыслью, все небесные Силы, чтобы они могли быть главными провозвестниками Его славы, и этот разумный мир, который, по данной ему благодати, знает Бога, и в совершенном послушании всегда исполняет Его волю. После этого Он создал из ничего этот видимый и материальный мир. Наконец, Он сотворил человека, составленного из нематериальной, разумной души и материального тела20 . Этот человек, созданный таким образом, может быть выражением того, что один и тот же Бог был Творцом обоих миров. Отсюда человека не зря называют «микрокосмом» или маленьким миром, поскольку он носит в себе самом образ всего великого мира21 .
19 Точный момент создания ангелов не является догматом, как можно видеть из приводимых прп. Иоанном Дамаскиным различных мнений на этот счет. Исповедание излагает здесь мнение свт. Григория Богослова, прп. Иоанна Дамаскина и ряда других отцов. См. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры, книга II, глава 3. Свт. Филарет Московский также прямо говорит, что это богословское мнение, а не непреложный догмат. См. Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете, 1870, I, 32.
20 «Святые отцы разделялись во мнениях о составе человеческой природы. Одни из них учили о двухчастности человеческого естества, то есть о том, что человек состоит из души и тела. Другие выделяют в нем три части: дух, душу и тело. Однако между этими двумя мнениями нет противоречия. История святоотеческой мысли не знает никакого спора между дихотомистами и трихотомистами. Те, кто учил о трехсоставности человеческого естества, на самом деле выделяли в душе человека ее высшую часть и называли ее духом, или умом. Следует подчеркнуть, что человек – это единство души и тела. Тело без души мертво, но и душа без тела не может считаться полноценной» (Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. Исайя (Белов). архим. Догматическое богословие: курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С. 210).
21 См. Иоанн Дамаскин, прп. О свойствах двух природ во Едином Христе Господе нашем, а попутно и о двух волях и действиях и одной ипостаси, 15.
Просмотров: 351
Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.
Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.
Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:
По названию (Google) - Вопрос 18. В этом члене использовано слово «Творец». Значит, Бог является Творцом всего?
По описанию (Google) - Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной / ЧАСТЬ I: О ВЕРЕ / Вопрос 18
По названию (Yandex) - Вопрос 18. В этом члене использовано слово «Творец». Значит, Бог является Творцом всего?
По описанию (Yandex) - Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной / ЧАСТЬ I: О ВЕРЕ / Вопрос 18
Вопрос-ответ
последние вопросы
о Боге и Церкви:
-
18.07.2021
Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, прис...
1389 -
19.06.2020
О СВЯТОМ ВСЕЛЕНСКОМ ПЕРВОМ СОБОРЕ / Пидалион / Каждый Вселенский собор, имеющий эти о...
1846 -
06.01.2024
Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипаст...
603 -
29.11.2023
Чин последования исповеди Православной Церкви / С того времени Иисус начал проповедыв...
750 -
23.11.2023
О сектах / Леонтия, схоластика Византийского
471 -
01.10.2023
оглавление / Писания к 10-ти (1–10) посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседова...
620 -
01.10.2023
Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха / Писания к 10-ти (1–10)...
539 -
01.10.2023
Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности / Писания к 10-ти (1–10) посланн...
618 -
01.10.2023
Третье собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мира / Писания к 10-ти (1–10...
758 -
01.10.2023
Четвертое собеседование аввы Даниила. О борьбе плоти и духа / Писания к 10-ти (1–10) ...
754 -
01.10.2023
Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях / Писания к 10-ти (1–10...
710 -
01.10.2023
Шестое собеседование аввы Феодора. Об умерщвлении святых / Писания к 10-ти (1–10) пос...
623 -
01.10.2023
Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах / Пис...
672 -
01.10.2023
Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях / Писания к 10-ти...
667 -
01.10.2023
Девятое собеседование аввы Исаака Скитского (первое). О молитве / Писания к 10-ти (1–...
786 -
01.10.2023
Десятое собеседование аввы Исаака Скитского (второе). О молитве / Писания к 10-ти (1–...
630 -
21.09.2023
святитель Феофан Затворник / Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики
487 -
21.09.2023
Отдел I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием – как сохранит...
508 -
21.09.2023
Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешни...
504 -
21.09.2023
Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то ж...
507 -
08.09.2023
НАЧАЛО БУКВЫ Ι / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
605 -
08.09.2023
НАЧАЛО БУКВЫ Κ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
573 -
08.09.2023
НАЧАЛО БУКВЫ Ζ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
696