Вступление
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной / ЧАСТЬ I: О ВЕРЕ / Вступление
«Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» является первой в истории символической книгой Восточной Православной Церкви, систематически излагающей основы ее вероучения и нравственности.
У православных до определенного времени не было подобных вероизложений, одобренных Церковью, и в непростую эпоху, ознаменованную появлением протестантизма, православные богословы и апологеты были вынуждены пользоваться краткими древними исповеданиями и частными новыми сочинениями, чего было явно недостаточно. Церковный историк и богослов митрополит Макарий (Булгаков), так описывает сложившуюся ситуацию: «С XVI века, когда на Западе появилась Реформация, вскоре разделившаяся на секты, когда последователи ее, или протестанты, начали жаркие споры и с латинянами, и между собою, и с православными, проникая в разные страны мира, когда возникли новые догматические вопросы и заблуждения и как протестанты, так и латиняне признали нужным составить подробные изложения своего учения с его отличительными чертами, т. е. Катехизисы, прежние изложения веры православных оказывались уже недостаточными: в них нельзя было находить прямых ответов на новые вопросы и против новых заблуждений. И неудивительно, если.. Стефан Зизаний и другие западнорусские писатели по некоторым вопросам, не имея положительного руководства своей Церкви, ошибались и разногласили между собою, а латиняне и униаты укоряли православных, что они не в состоянии дать отчета в своих верованиях и уклоняются в разные протестантские заблуждения и ереси. Все это заставляло православных чувствовать нужду в таком же подробном изложении своей веры, какое имели уже у себя их противники – латиняне и протестанты» (История Русской Церкви. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/istorija-russkoj-tserkvi/5_5) .
Такое вероизложение действительно появилось. Его создание инициировал киевский митрополит Петр (Могила), благодаря которому документ под названием «Изложение Российской веры» был подготовлен, рассмотрен и принят собором в Киеве (1640 г.). Но принятие его нельзя считать безусловным, поскольку ряд вопросов остался нерешенным силами собора, и его решили направить для рассмотрения в Константинополь. Следующее обсуждение документа произошло на соборе в Яссах (1643 г.), тогда это была территория Молдавского княжества. Здесь отцы собора, среди которых были представители константинопольского патриарха, по свидетельству Иерусалимского патриарха Нектария, «соделав своим руководителем в истинном учении Начальника всякого познания Бога.. после многих исследований и внимательного чтения Священного Писания с успехом окончили сию книгу, совершенно очистив ее от всех неправоверных мыслей и от всякой примеси нового учения» (Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. СПб., 1842. С. 4 (предисловие).) . То есть, изложение веры представляло собой тщательно переработанный текст, очищенный от всяких лжеучений, которые могли оставаться там на первом этапе.
Исправленная версия катехизиса, изданного впоследствии под названием «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной», была принята Ясским Собором и направлена им на утверждение восточным патриархам. Это утверждение состоялось 11 марта 1643 г. на Константинопольском Соборе под председательством патриарха Парфения I. Соборную грамоту подписали все греческие патриархи – Константинопольский Парфений, Александрийский Иоанникий, Антиохийский Макарий, Иерусалимский Паисий, а также 9 архиереев и 13 чинов Великой церкви. Повторное одобрение документ получил на Иерусалимском соборе 1672 года, который объявил его исповеданием, «которое принимала и принимает вся Восточная Церковь» (Цит. по: Schaff P. Creeds of Christendom, with a History and Critical notes. V. 1: The History of Creeds. URL: https://www.ccel.org/ccel/schaff/creeds1.v.vi.html) .
Так появился первый в истории общеправославный катехизис, утвержденный Ясским 1643 года, Константинопольским 1645 года (при участии четырех восточных патриархов), Иерусалимским собором 1672 года, а в XIX веке и Святейшим Синодом Русской Церкви (Дореволюционные издания данной символической книги сопровождались резолюцией: «Печатано по определению Святейшего Правительствующего Синода».) . Таким образом, было выполнено условие общецерковного одобрения, что позволяет считать данный документ ни в чем не уступающим определению Вселенского собора (См. Никодим, еп. Далматинский. Православное церковное право. СПб., 1897. С. 451-452. Макарий (Булгаков), митр. Введение в православное богословие. Минск, 2000. С. 465, 467.) . До революции его изучали в семинариях, им были обязаны поверять подробности учения веры и нравственности богословы и преподаватели, а в 1837 году Святейший Синод издал указ о напечатании этой книги в количестве около 30.000 экземпляров «для снабжения оным всех церквей империи» (Пономарев П. П. Книги символические вообще и в Русской Православной Церкви в частности // Православная Богословская энциклопедия. Т. 12. СПб., 1911. С. 13.) .
Документ состоит из трех разделов, соответственно главным христианским добродетелям – вере, надежде и любви. Первый раздел, представленный в данном переводе, преимущественно содержит вероучительные положения, однако встречаются здесь и дисциплинарные каноны (См. определение о церковных заповедях (вопр. 87-95)) . В основу нового, первого с XIX века перевода на современный русский язык, положен оригинальный текст издания The Сreeds of Christendom: with a History and Critical notes. Vol. 2: The Greek and Latin Creeds with translations. New York, 1878.
Завершить вступление хотелось бы словами британского и немецкого православного богослова Дж. Овербека (1821-1905): «Среди многих православных катехизисов нет более авторитетного, нет более обстоятельного, чем «Православное исповедание» Петра Могилы.. Ясский Собор исследовал его, и в 1643 году четыре Патриарха утвердили и рекомендовали его как надежное и верное руководство для всех православных христиан. Как правило, англиканские и протестантские богословы, видя согласие нашего Катехизиса с выражениями и учениями Тридентского собора, осуждали его, как зараженного латинством. Но они все время забывали, что Латинская Церковь сохранила большую часть православного учения, и, что общее противостояние Греческой и Латинской Церквей против проникновения протестантизма на Восток и Запад могло бы только приветствовать точки соприкосновения этих двух Церквей. Впрочем, тщательное изучение и одобрение высших церковных властей является верной гарантией того, что наша вера здесь представлена чистой и незапятнанной» (The Orthodox Confession of the Catholic and Apostolic Eastern Church. London, 1898. P. 4.) .
чтец Сергий Федоров, магистр богословия.
Просмотров: 146
Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.
Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.
Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:
По названию (Google) - Вступление
По описанию (Google) - Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной / ЧАСТЬ I: О ВЕРЕ / Вступление
По названию (Yandex) - Вступление
По описанию (Yandex) - Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной / ЧАСТЬ I: О ВЕРЕ / Вступление
Вопрос-ответ
последние вопросы
Календарь:
Икона дня:
Пост:
Святые дня:
Евангельские чтения дня:
Новости:
-
19.12.2019
ПРИНЦИП «СОГЛАСИЯ ОТЦОВ» И СОВРЕМЕННЫЕ НАПАДКИ НА НЕГО / Священник Георгий Максимов /...
958 -
10.01.2021
УЧАСТНИКАМ СМУТЫ В СРЕДНЕУРАЛЬСКОМ ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ / Обращение архимандрита Исидора...
110 -
04.01.2021
Из протестантизма в Православие с баптистским пастором... / Orthodox Live / ветер гол...
111 -
04.01.2021
Святитель Иоанн Златоуст - Настоящая жизнь время покаяния
10 -
03.01.2021
17 декабря Казанскую православную духовную семинарию посетил известный исследователь ...
101 -
03.01.2021
Бывший схимонах Сергий арестован. Басманный суд Москвы удовлетворил ходатайство следс...
106 -
24.12.2020
Дорога к Богу - исповедь бывшего хакера... / НЕ ОТ МИРА СЕГО / Опыт того, как человек...
355 -
24.12.2020
Мой путь к Богу