О благодати и свободном решении / Глава V



О благодати и свободном решении / блаженный Аврелий Августин / Глава V / Наше обращение к Господу также происходит по благодати / Возражение пелагианам, говорящим, будто благодать Божия дается по нашим заслугам / Пример апостола Павла



Наше обращение к Господу также происходит по благодати

10. Когда Бог говорит: Обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам65, – то кажется, что одно из этих дел – наше, а именно чтобы мы обратились к Нему, а другое – Божественной благодати, то есть чтобы также и Он обратился к нам. Здесь пелагиане могут понадеяться сохранить свое изречение, в котором говорят, что благодать Божия дастся по нашим заслугам. Причем эту мысль сам Пелагий не дерзнул защищать, когда слушали его епископы на Востоке, а именно в провинции Палестина, где находится город Иерусалим. Ибо среди того, что поставили ему в вину, было и то обвинение, что он говорил, будто благодать Божия дается по нашим заслугам. Это утверждение представляется столь чуждым кафолическому учению и столь враждебным благодати Христовой, что если бы он не предал анафеме это положение, сам ушел бы оттуда анафематствованным. Однако он анафематствовал это лживо, как показывают его позднейшие книги, в которых он вообще защищает лишь одно это положение, а именно что благодать Божия дается по нашим заслугам. И собирают [пелагиане] свидетельства Писания, подобные тому, которое я привел немного выше: Обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам. [утверждая при этом], что по заслуге нашего обращения к Богу дается Его благодать, в которой и Сам Он обращается к нам. Полагающие так не видят, что если бы и само наше обращение к Богу не было даром Божиим, то не говорилось бы Ему: Боже сил, обрати нас66; и: Боже, Ты, обратив, оживишь нас; и: Обрати нас, Боже спасения нашего67, и прочее в том же роде, что долго сейчас вспоминать. Ведь и прийти ко Христу разве не означает обратиться к Нему с верой? Однако Сам Он говорит: Никто не может прийти ко Мне, если не будет ему дано Отцом Моим68.

Возражение пелагианам, говорящим, будто благодать Божия дается по нашим заслугам

11. Также показывает [наличие у человека] свободного решения и то, что написано во второй книге Паралипоменон: Господь с вами, когда вы с Ним, и если будете искать Его, найдете; если же оставите Его, Он оставит вас69. Но те, кто утверждают, что благодать Божия дается по нашим заслугам, и это свидетельство понимают в том смысле, что, как говорят они, если мы пребываем с Богом – это наша заслуга, и по этой заслуге даруется Его благодать, так что и Он пребывает с нами. Точно так же наша заслуга в том, что мы ищем Его, и по этой заслуге дается Его благодать, так что мы обретаем Его. Также показывает существование свободного решения и сказанное в первой книге [Паралипоменон]: И ты, Соломон, сын мой, знай Бога и служи Ему с совершенным сердцем и желающей душой, ибо Господь испытует все сердца и знает всякое помышление ума: если будешь искать Его, то найдешь Его, а если оставишь Его, Он отвергнет тебя навеки70 Но они в том, что сказано: Если будешь искать Его, видят заслугу человека, так что якобы по этой заслуге дается благодать, о чем сказано дальше: То найдешь Его. И вообще говоря, они стараются, насколько это возможно, показать, что благодать дается по нашим заслугам, то есть что благодать – не благодать. Ибо кому воздается по его заслуге, тому награда вменяется не по благодати, но по долгу71, как ясно говорит апостол.

Пример апостола Павла

12. Ведь и правда была заслуга у апостола Павла, только злая, когда гнал он Церковь, почему и сам он говорит: Я недостоин называться апостолом, потому что гнал церковь Божию72. Итак, хотя он и имел эту злую заслугу, ему было воздано добром за зло, поэтому далее он прибавляет: Но благодатью Божиею я есмь то, что есмь. А чтобы показать также и свободное решение, тут же продолжает: И благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился73. Ведь это самое свободное решение он и в других возбуждает, в тех, кому говорит: Мы молим [вас], чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами74. Ибо зачем он умоляет их, если они так приняли благодать, что лишились собственной воли? Однако, чтобы не подумали, что сама воля может совершать нечто доброе без благодати Божией, к своим словам: Благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился, он тотчас присоединяет: Не я впрочем, но благодать Божия со мною75. то есть не одни я, но благодать Божия со мною. Итак, не одна благодать Божия, и не один он, но благодать Божия вместе с ним. А в отношении того, что он был призван с неба и обратился благодаря этому великому и действенному призванию, – это совершила одна лишь благодать, поскольку много было у него заслуг, но лишь злых. Вот и сам он в другом месте говорит Тимофею: Содействую благовествованию силою Бога, спасшего нас и призвавшего Своим святым призванием, не по делам нашим, но по Своему намерению и благодати, данной нам во Христе Иисусе76. Также, вспоминая свои злые, а вовсе не добрые заслуги, говорит: Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга77. Что причитается за такое множество злых заслуг, если не несомненное наказание? Но, поскольку Бог воздаст добром за зло, по благодати, которая не по заслугам нашим дается, совершилось то, [свидетельство] о чем он добавляет далее, говоря: Когда же явилось благоволение и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по своей милости, купелью возрождения и обновления Святым Духом, которого обильно излил на нас через Иисуса Христа. Спасителя нашего, чтобы оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни78.

* * *

*

De gratia et libero arbitrio (CPL 352). Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 44, Col. 881–912.

66

Пс 79(по LXX).

67

Пс 84:7, 5 (по LXX).


Просмотров: 481


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Вопрос-ответ

последние вопросы

Наталья 2022-10-20 17:07:00

Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, адрес воскресной школы?
Спасибо!

Ответ:

Добрый день!
Воскресных школ в городе десятки. Уточните в ближайшем к вашему дому храме, скорее всего и там есть.
помоги Бог!

о Боге и Церкви:


  • 18.07.2021

    Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, прис...

    1412
  • 19.06.2020

    О СВЯТОМ ВСЕЛЕНСКОМ ПЕРВОМ СОБОРЕ / Пидалион / Каждый Вселенский собор, имеющий эти о...

    1895
  • 06.01.2024

    Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипаст...

    637
  • 29.11.2023

    Чин последования исповеди Православной Церкви / С того времени Иисус начал проповедыв...

    795
  • 23.11.2023

    О сектах / Леонтия, схоластика Византийского

    500
  • 01.10.2023

    оглавление / Писания к 10-ти (1–10) посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседова...

    647
  • 01.10.2023

    Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха / Писания к 10-ти (1–10)...

    565
  • 01.10.2023

    Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности / Писания к 10-ти (1–10) посланн...

    646
  • 01.10.2023

    Третье собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мира / Писания к 10-ти (1–10...

    786
  • 01.10.2023

    Четвертое собеседование аввы Даниила. О борьбе плоти и духа / Писания к 10-ти (1–10) ...

    780
  • 01.10.2023

    Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях / Писания к 10-ти (1–10...

    735
  • 01.10.2023

    Шестое собеседование аввы Феодора. Об умерщвлении святых / Писания к 10-ти (1–10) пос...

    649
  • 01.10.2023

    Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах / Пис...

    697
  • 01.10.2023

    Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях / Писания к 10-ти...

    691
  • 01.10.2023

    Девятое собеседование аввы Исаака Скитского (первое). О молитве / Писания к 10-ти (1–...

    809
  • 01.10.2023

    Десятое собеседование аввы Исаака Скитского (второе). О молитве / Писания к 10-ти (1–...

    654
  • 21.09.2023

    святитель Феофан Затворник / Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики

    511
  • 21.09.2023

    Отдел I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием – как сохранит...

    535
  • 21.09.2023

    Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешни...

    530
  • 21.09.2023

    Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то ж...

    533
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Ι / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...

    628
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Κ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...

    597
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Ζ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...

    719

о Боге и Его Церкви...